УЗАМ-412: самый передовой советский двигатель 60-х

Советский «Москвич-408» пользовался большим спросом за рубежом. К середине 1960-х годов ежегодный экспорт превысил 30 000 единиц в год, что составило 45% от общего объема производства. Обладая достойными эксплуатационными характеристиками, «Москвич» был значительно дешевле автомобилей своего класса, что и определило успех советского автомобиля. Однако к концу десятилетия стало ясно, что 408-й значительно уступает в динамике и скорости. Требовался новый, более мощный двигатель. Так родился УЗАМ-412, самый передовой советский двигатель 1960-х годов.

Москвич-412

Конструкторы применили комплексный подход к модернизации «Моквича-408». Специалисты МЗМА внесли небольшие изменения в экстерьер. Они изменили решетку радиатора и установили прямоугольные фары вместо круглых. Позади устаревшие вертикальные проекторы были заменены более выгодными горизонтальными проекторами. Кроме того, большое внимание уделяется пассивной и активной безопасности. На кузове автомобиля были установлены ремни безопасности, на приборной панели — травмобезопасные пластины, а в тормозной системе — гидравлические вакуумные усилители. Необходимые компоненты были разработаны собственными силами и постепенно модернизировались. Например, ремни безопасности, безопасные рулевые колонки и двухконтурные тормозные системы не были стандартными до 1969 года.

Автопробег Москвич-412.

Москвич-412 был оснащен новым четырехцилиндровым бензиновым двигателем очень современной конструкции. Обладая высокой мощностью в 75 л.с., он выделялся из всего ряда советских четырехцилиндровых двигателей. В результате маленький, легкий Москвич-412 превзошел более дорогую Волгу ГАЗ-21 (19 кг/л.с.) и будущий ГАЗ-24 (15,5 кг/л.с.) (13,9 кг/л.с.).

Мощный двигатель не только повысил привлекательность «Москвича» на зарубежных рынках, но и значительно помог ему в автоспорте. В самом сложном ралли Лондон-Сидней 1968 года все четыре грузовика «Москвич» благополучно добрались до финиша. Наши экипажи заняли 20-е, 22-е, 33-е и 38-е места в общем зачете из 56 финалистов, а всего на старт вышло 98 автомобилей.

1970 Ралли Лондон-Мехико.

Два года спустя по маршруту Лондон — Мексика был проведен еще более длинный марафон протяженностью 26 000 км. В соревнованиях приняли участие пять советских экипажей, три из которых финишировали. Из 96 автомобилей, стартовавших в гонке, только 23 достигли финиша в очень сложных условиях. Участники из СССР заняли 12-е, 17-е и 20-е места. Благодаря отличному двигателю, «Москвич» уверенно держался среди иномарок.

УЗАМ-412

Продольное сечение УЗАМ-412

МЗМА давно мечтал о двигателе с отличным спортивным потенциалом. С середины 1950-х годов на заводе строились гоночные автомобили всех видов, что способствовало накоплению богатого опыта в создании высокопроизводительных экспериментальных двигателей. Они были разработаны опытным автомехаником Игорем Ивановичем Окуневым. В 1964 году был разработан новый 1,5-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель. При создании двигателя Окунев вдохновлялся легендарным двигателем BMW M-115 (M-10). Однако речь шла не о слепом копировании, а о творческой переработке и адаптации передовых технических решений к отечественной производственной базе.

УЗАМ-412

Двигатель получил промышленное обозначение УЗАМ-412 и имел несколько интересных особенностей. Блок цилиндров был изготовлен из алюминиевого сплава и имел сменные гильзы, что значительно облегчало ремонт двигателя. Головка блока цилиндров также была изготовлена из алюминия и имела один широкофазный распределительный вал, приводимый в движение двухрядной звездочкой с цепью. Клапаны управлялись рокерами, камеры сгорания были более эффективными и полусферическими, а коленчатый вал был полностью стальным. Он был оснащен двухкамерным карбюратором с последовательно чередующимися камерами и быстросъемным воздушным фильтром (впервые в советском автомобилестроении).

УЗАМ-412

УЗАМ-412 легко «крутился» до 5800 об/мин и был известен своей достаточно плавной и малошумной работой. Двигатель был установлен под наклоном 20° в моторном отсеке для уменьшения общей высоты и снижения центра тяжести. Весом всего 146 кг, УЗАМ-412 был на 6 кг легче своего предшественника, МЗМА-408, но в 1,5 раза мощнее.

34 года на производстве

УЗАМ-412 был отличным двигателем для своего времени. При надлежащем обслуживании он был мощным и очень надежным. Из-за качества бензина двигатели были склонны к перегреву. Производство двигателя началось в 1967 году на Уфимском моторном заводе, и он оставался в производстве с различными модификациями до 2001 года!

Советский двигатель «ВАЗ 2106» и «УЗАМ 412» какой был лучше?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»