Четверг , 25 апреля 2024

ГАЗ-66: история легендарного вездехода СССР

Полноприводный ГАЗ-66 был одним из самых популярных военных грузовиков в СССР. Этот автомобиль обладал потрясающими внедорожными способностями, надежностью и маневренностью. Он функционировал в самых сложных дорожных условиях, использовался во многих военных конфликтах по всему миру и до сих пор служит народному хозяйству нашей страны. Автомобиль ГАЗ-66 — легенда отечественного автомобилестроения.

ГАЗ-66

В конце 1950-х годов Горьковский автозавод приступил к разработке второго поколения послевоенных грузовиков. Планировалось создать целый ряд автомобилей различных размеров и грузоподъемности. В их число входили три вездехода — полноприводные ГАЗ-62, 66 и 68. Однако до серийного производства дошла только одна модель — ГАЗ-66.

Работа над проектом началась в 1958 году, когда главным конструктором был назначен Р.Г. Заворотный. На ранней стадии грузовики имели индекс ГАЗ-68. Индекс ГАЗ-66 представлял собой полноприводный грузовик с кабиной на базе ГАЗ-63, увиденный от ГАЗ-52Ф. В отличие от них, ГАЗ-62 и 68 базировались на новых грузовиках ГАЗ-53 и были в значительной степени интегрированы с ними. Кроме того, в отличие от 66-го, ГАЗ-62 и 68 имели бескапотную компоновку двигателя. Современная бескапотная конструкция считалась более перспективной, ее отработали на «Форде» 66-го года, и в 1958 году ее обозначение было передано ГАЗ-68. Таким образом, в разработке остались две модели. Легкий короткобазный (3050 мм) ГАЗ-62 грузоподъемностью 1,2 тонны и 2-тонный ГАЗ-66 (бывший ГАЗ-68) с колесной базой 3300 мм.

ГАЗ-66 в 1958 году.

Первый ГАЗ-66 был выпущен в металле в 1958 году. Этот автомобиль имел двухместную металлическую кабину, разработанную Л.М. Еремеевым (автором ГАЗ-12 и 21). Кабина имела двухсекционное лобовое стекло с плавными обводами и изогнутыми боковыми сторонами, обеспечивающими отличный обзор. Салон был не особенно просторным, капот и капот занимали всю центральную часть салона. Под ним располагался 115-сильный бензиновый двигатель V8. Грузовики с этим двигателем имели самое высокое отношение мощности к массе (33 л.с. на тонну) среди всех имевшихся в то время БТР. Кроме того, в грузовике были представлены и другие инновации, такие как субспецифический главный ведущий мост, дифференциал с ограниченным скольжением и четырехступенчатая высокоскоростная синхронизированная коробка передач. Экспериментальный грузовик был оснащен шасси ГАЗ-51А. Позже он был заменен плоским металлическим корпусом с нишами над колесами.

Грузовики Sisiga.

По сравнению с ГАЗ-63, ГАЗ-66 был большим шагом вперед. Грузовик компактный, относительно легкий и устойчивый на подъемах. Кроме того, конструкция с кабиной над двигателем обеспечила идеальное распределение веса по осям и значительно улучшила внедорожные характеристики.

Успешные испытания

2-тонный вездеходный грузовик

В мае 1960 года ГАЗ-66 вышел на государственные испытания. Серия тестов была интенсивной и включала в себя длительные забеги. Грузовики везли из Горького на Устюрт, через пустыню Каракумы в Асигабат, затем по горным дорогам в Самарканд и Ташкент. Оттуда через Караганду они отправились в Миасс, Бугрму и Казань, а затем вернулись в Горький.

В ходе испытаний автомобиль проехал несколько тысяч километров в различных климатических зонах и по бездорожью. В ходе испытаний стало ясно, что ГАЗ-66 является высокодинамичным автомобилем. Даже с 2 тоннами балласта он легко разгонялся до 94 км/ч. Кроме того, грузовик легко превысил 31° на твердом грунте и 22° на движущемся песке. Он может проезжать перекрестки глубиной до 25 метров и двигаться по твердой поверхности на расстояние до 30 метров. Благодаря низкому расположению центра масс, модель 66 смогла выдержать наклон в 22°. Напомним, что для Газ-63 наклон в 15° является предельным. Одним словом, горьковская команда создала автомобиль, превосходный во всех отношениях. Основной набор функций оказался удачным и не имеет ярко выраженных недостатков.

ГАЗ-66 Серийный.

Подготовка к производству заняла три года, и завод выпустил первый прототип в ноябре 1963 года. Производство сериала началось 1 июля 1964 года. На ранних этапах грузовики выпускались в различных модификациях: базовый ГАЗ-66, ГАЗ-66А с лебедкой, ГАЗ-66Е с бронированным электрооборудованием, а также ГАЗ-66ае с лебедкой. С 1968 года грузовики стали оснащаться центральной системой контроля давления в шинах.

В конце 1980-х годов началось производство усовершенствованного ГАЗ-3301, но не этого грузовика. В результате ГАЗ -66 оставался в производстве до 1999 года. Всего Горьковский автозавод выпустил почти миллион этих прекрасных автомобилей — 965626.

Die Geschichte der Bildung das GAZ 66 (1964 1999) История создания ГАЗ 66 (1964 1999)

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *