ЛАЗ-«Украина»: серия роскошных автобусов СССР
В начале 1960-х годов Львовский автобусный завод был динамично развивающимся предприятием с молодой и амбициозной командой конструкторов. Помимо базовой городской модели ЛАЗ-695, завод освоил выпуск модели ЛАЗ-697 «Интерсити». Однако мало кто знал, что параллельно с этим заводом компания разрабатывала собственные автобусы с высочайшим уровнем комфорта под названием ЛАЗ-Украина.
Украина-1 и Украина-2
Первый автобус этой серии, «Украина-1», был построен в июле 1961 года. Это был 36-местный автобус с оригинальным шасси с опорной базой. Он отличался округлой формой, большой площадью остекления и четырехлучевыми фарами.
Технически «Украина-1» была не очень продвинутой. Он имел телескопические амортизаторы, гидравлическое рулевое управление и тормоза, пневматическую коробку передач и комфортабельную пневматическую подвеску с современным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ-130. Двигатель сочетался с пятиступенчатой коробкой передач. В такой конфигурации 7-тонный автобус может легко двигаться со скоростью до 90 км/ч. Комфорт пассажиров был обеспечен сочетанием сидений с высокими спинками и системы отопления и вентиляции.
В октябре того же года был создан второй прототип автобуса «Украина-2». Кузов стал длиннее на 20 см, решетка радиатора была сделана из легкого пластика, добавились верхние фары. Дизайнеры также значительно переработали интерьер. Общее количество мест было сокращено до 28, добавлены гардероб, туалет и буфет. Технически ЛАЗ «Украина-1» и «Украина-2» были идентичны.
Украина-67 и Украина-69
Через пять лет, в 1966 году, во Львове был построен 42-местный экспериментальный автобус «Ураина-67». Колесная база была увеличена до 5495 мм, и был принят инновационный дизайн. Автобус отличался низкой передней частью и очень красивой кормой. Он имел смелый центральный изгиб, двойное разделенное заднее стекло и небольшой «козырек» на крыше. Гармоничный образ завершали небольшие воздухозаборники, изящно вписывающиеся в перевернутый скос задней балки.
Основные компоненты ЛАЗ «Украина-67» были интегрированы в серийную модель ЛАЗ-699А. В задней части автомобиля располагался 180-сильный двигатель ЗИЛ-375. Он был сопряжен с 5-ступенчатой синхронизированной коробкой передач. Передняя подвеска была пневматической независимой с двойными поперечными рычагами. Задний зависимый, также пневматический. Усилитель руля и пневматические тормоза.
Роскошная каюта с местами для 37 человек. Пять сидений были удалены, чтобы освободить место для шкафа, буфета и умывальника. Автобус участвовал в автобусной выставке во Франции и получил несколько важных наград.
В начале 1969 года автобус «Украина 69» был создан специально для участия во французской автобусной выставке. Технически он был практически идентичен модели 1967 года, но кузов был переработан. Дизайн нового автобуса оказался менее новаторским, но унаследовал некоторые яркие черты своего предшественника в виде передней маски и перевернутой наклонной кормы. В то же время дизайнеры отказались от менее практичных окон — на скате крыши. Вместо этого была внедрена система вентиляции с индивидуальным забором свежего воздуха для каждого пассажира. Кроме того, впервые для рядов были использованы автоматические входы. В номере Laz Ukrina-69 был шкаф для одежды, сервант и холодильник. Чтобы обеспечить больше места для пассажиров, расстояние между сиденьями было увеличено до одного метра, поэтому автобус мог перевозить только 28 пассажиров.
Украина-71 и Украина-73
Собранные в 1971 году, новые суперкомфортабельные автобусы локомотивного завода ЛОВВ отличались самой простой конструкцией из всей серии. Он был основан на прототипе ЛАЗ-699Н, который активно выращивался с 1969 года и был оснащен двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с., пятиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами, психической подвеской и двухконтурной тормозной системой. Комфорт для 36 пассажиров был обеспечен регулируемыми сиденьями, индивидуальной подачей воздуха и освещением. Кроме того, в ЛАЗ «Украина-71» были гардероб, туалет, ванная комната, два телевизора и магнитофон.
Последние автобусы в Украине были собраны в Лазе в 1973 году. Новые автобусы были дальнейшим развитием модели 1971 года и технически ничем от нее не отличались. Он по-прежнему оснащался бензиновым двигателем ЗИЛ-375, хотя существовал проект установки ярославского дизельного двигателя. Отличительной внешней особенностью был «горб» увеличения высоты внутри входной зоны. В то же время, как и украинский 69 автобус, он снова был автоматическим.
Новый LVIV Superlux был самым большим автобусом в этой экспериментальной серии. Его колесная база составляла 6390 мм, а длина — почти 12 метров (11940 мм). Общая вместимость достигает 36 пассажиров. Традиционно в нем были роскошные кресла, гардероб, туалет и буфет. Кроме того, впервые в истории автобусы были оборудованы кондиционерами.
ЛАЗ-Украина
Лишь несколько экземпляров было выпущено компанией «Украинские автобусы». Локомотивный завод LVIV не нашел ресурсов, чтобы запустить в серийное производство хотя бы одну модель класса люкс. Тем не менее, завод выпускал междугородние автобусы в небольшом количестве. Венгерский автобус «Икарус» в течение многих лет был основным междугородним автобусом в СССР. Однако это совсем другая история.