Пятница , 29 марта 2024

MRAP: бронемашины минной войны

Бронемашины с усиленной защитой от взрыва были впервые разработаны во Франции в конце 1950-х годов. Однако лишь относительно недавно эти машины, известные как MRAP, стали обычным явлением. В том числе и в нашей стране.

Термин MRAP используется для обозначения легких автомобилей, устойчивых к огню стрелкового оружия и взрывам. В США разработка таких машин началась в 2004 году во время войны в Ираке. К тому времени боевые действия перешли в партизанскую войну, и в них широко использовались самодельные взрывные устройства (СВУ). Армия нуждалась в недорогих, прочных бронированных машинах для перевозки личного состава. Один из первых таких автомобилей был разработан компанией Force Protection Industries. Названный Cougar, он был защищен от 14 кг тротиловых мин и 7,62 мм пуль.

С другой стороны, Cougar не был полностью оригинальным дизайном. Американские инженеры активно перенимали технические решения и приемы у своих южноафриканских коллег, построивших аналогичные автомобили в 1970-х годах.

Однако MRAP оказался очень эффективным в Ираке. Согласно отчету командования за 2004 год, ни один солдат Cougar не был убит самодельным взрывным устройством. В 2007 году общее количество MRAP в вооруженных силах США достигло 27 000 единиц. Это очень впечатляющая цифра, учитывая, что стоимость автомобиля колеблется от 500 000 до 1 миллиона долларов США. Пока что военные сдерживают свои аппетиты. По различным оценкам, в настоящее время в вооруженных силах США насчитывается всего 9 000 бронемашин этого типа.

MRAP Тайфун-К

В нашей стране противоминные бронемашины получили название MZBA (Mine Resistant Armoured Vehicles). Впервые о разработке МЗБА задумались в России во время Первой чеченской войны. Однако ограниченное финансирование не позволило создать полностью оснащенный бронеавтомобиль с противоминной защитой. Им пришлось довольствоваться грузовиками производства «Урал» с бронированными кузовами.

В 2010 году была принята новая концепция развития военной техники. Это включало создание полноценных автомобилей MRAP различных классов. В нем приняли участие несколько российских компаний, в том числе УралАЗ, КамАЗ, ЯМЗ и ГАЗ. Проект назывался «Тайфун». В результате в 2014 году серийно были выпущены два автомобиля — «Тайфун-К» (КАМАЗ-63968) и «Тайфун-У» (Урал-63095). Они были оснащены 8 кг тротила, колесной формулой 6х6 и противоминной защитой общим весом 24 тонны. Кроме того, грузовики имели такую же композитную броню и могли выдерживать 14,5-мм бронебойные снаряды.

Российский MRAP

Известно, что стоимость ураганов превышает 40 миллионов рублей. Многие из них не находятся в производстве. По разным данным, в настоящее время в вооруженных силах насчитывается около 350 «Тайфун-К» и 180 «Тайфун-У».

Тем временем семейство MRAP отечественного производства неуклонно расширяется. Планируется серийное производство КАМАЗ-53949 (3 кг тротила), КАМАЗ-4386 (6 кг) и Урал-53099 (5 кг).

Особенности и перспективы современных MRAP

MRAP Cougar

Несмотря на то, что MRAP доказали свою эффективность в борьбе с самодельными взрывными устройствами, у этого класса машин есть недостатки. Во-первых, V-образное днище, эффективно рассеивающее взрывную волну, значительно увеличивает силуэт автомобиля, делая его более уязвимым для поражения. Кроме того, нельзя игнорировать и другие средства поражения, будь то РПГ или крупнокалиберные пулеметы. Еще одним недостатком MZBA является короткий срок службы. Да, он больше, чем БТР или БМП, но гораздо меньше, чем обычный грузовик.

Тем не менее, работы по созданию новых бронемашин ведутся по всему миру. Будущие MRAP будут еще более взрывоустойчивыми, защищенными и дорогими.

M1224 MaxxPro прибыли в Украину. Американские бронемашины класса MRAP 15.08.2022 #mrap

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *