Четверг , 25 апреля 2024

Полугусеничные грузовики НАТИ-3 на северных испытаниях

В начале 1930-х годов перед молодыми советскими областями встала проблема развития промышленности на Крайнем Севере. Необходимы были специальные автомобили, способные работать в сложных климатических условиях и на сложном бездорожье. Чтобы оценить перспективы такой техники, в начале 1930-х годов на полуостров Таймыр был отправлен полуприцеп НАТИ.

Между тем, в северной части Советского Союза активные исследования проводились с начала 1920-х годов. Они показали, что минералы часто находили в труднодоступных районах. В то же время советские тяжелые тракторы, такие как «Коммунар», лишь в незначительной степени подходили для такой работы. Более целесообразно использовать относительно легкие, мобильные, полумягкие небольшие грузовики. К счастью, разработка таких автомобилей велась на Горьковском автозаводе с 1931 года.

Полугусеничные грузовики — путь на Север

Четыре прототипа NATI-3 были испытаны в составе группы геологической разведки. Это грузовики Газ-АА с задним расположением аварийной системы. Центр рамы был смещен от задней оси, вместе с цепью, четырьмя сдвоенными колесами. Эластичная гусеничная лента длиной 300 мм протягивалась между колесами и проходила через фрикционное устройство.

В августе 1933 года миссия отправилась из Архангельска в бухту Нордвик в Хатангском заливе. Однако из-за сложных ледовых условий и разрушения судна караван остановился на зимовку возле Самиры. В зимний период проявились все положительные и отрицательные характеристики полутравматического аэродрома. Но сначала по очереди.

Зимовка

Советский вездеход универсального назначения в Арктику.

Между тем, легкие и быстрые грузовики NATI-3 значительно ускорили строительство временной базы. Грузовики перевозили строительные материалы, продукты питания и персонал. В начале октября температура колебалась от -5 до -20 градусов Цельсия. Однако частые метели и сильные ветры осложняли реализацию проекта. Например, холодильники быстро замерзали во время коротких остановок, после чего их приходилось осушать. В результате бригадам приходилось выходить на короткие периоды, после чего использовались только два или три грузовика. Остальные были размещены на базе и готовы в любой момент оказать помощь мастерской. В простом режиме работы грузовики могут перевозить около 12 тонн грузов в день. Однако при необходимости это число может быть увеличено в два или три раза.

Даже при легком морозе сапоги грузовика требовали много времени. Водители использовали пламя для разогрева масла в коленчатом валу двигателя, бросали кипяток в холодильник и использовали электрический стартер для запуска двигателя.

Советские грузовики с полуприцепами

5 октября 1933 года один из вагонов провалился под лед. Водитель не оценил ситуацию должным образом и проехал очень близко к трещине во льду рядом с рефрижераторным судном. Автомобиль проломил лед на подъеме и опрокинулся назад. Тем временем с ближайшей лодки был сброшен трос, и водитель смог закрепить его перед автомобилем на земле, в результате чего автомобиль погрузился на глубину 35 метров.

После спасения грузовику дали две недели на ремонт. Инженеры заменили один из поршней. В остальном, после очистки и сушки, NATI-3 продолжал функционировать в прежнем режиме.

Полугусеничные грузовики в исследовательских походах

Грузовики с полуприцепами в северных разработках

В конце марта 1934 года был организован разведывательный поход по участку Сервера полуострова Таймыр. Помимо испытаний автомобилей, необходимо было провести метеорологические и геодезические исследования.

На маршрут вышли два автомобиля и четыре человека. Автомобили были загружены необходимым оборудованием, продовольствием и запасными частями. Кроме того, каждый вездеход буксировал небольшие сани, на которых хранилось топливо. На одном из автомобилей также был установлен одометр для измерения пройденного расстояния.

Советская гусеничная полугусеничная вездеходная универсальная машина

Машины ATI-3 провели в пути 21 день. За этот период автомобиль проехал 469 км. В среднем автомобиль проезжал 40 километров в день. Скорость движения сильно варьировалась в зависимости от погодных условий. Расход топлива значительно увеличился во время плохих погодных условий. В условиях дующего снега и сильного встречного ветра расход достигал 1,8 л бензина на км. В среднем каждый автомобиль потреблял 1,65 литра на километр. Для сравнения, во время испытаний в пустыне Каракум летом 1932 года грузовики HATI с полуприцепами-гусеницами потребляли от 0,7 до 0,97 л/км.

С другой стороны, кампания наглядно продемонстрировала, что автомобиль может очень эффективно работать в арктических условиях. Испытатели отметили, что автомобили очень удобны в управлении. Кроме того, такие маршруты могут проходить люди со средним здоровьем и выносливостью.

Итоги испытаний

Полугусеничные грузовики

После весенней распутицы все грузовики были погружены на борт, и после подготовительных работ летом 1934 года караван отправился к месту назначения. В общей сложности за зиму вагоны прошли 5374 километра и перевезли 573 тонны груза.

Между тем, в ходе работ и кампании был выявлен ряд конструктивных недостатков полуприцепов NATI.

  • При работе в очень жаркую погоду, когда температура не опускается ниже -5°C, трансмиссия забивается снегом, который замерзает равномерными комками, что приводит к срыву гусеничных лент. Заблокированный подстилающий слой также привел к потере 30% мощности двигателя, что сделало груженые грузовики неподвижными.
  • Гусеничные цепные ленты из мягкой резины были повреждены при сильных морозах ниже минус 35°C. Впоследствии он был заменен на более жесткий и прочный, и проблема была устранена.
  • -При морозе ниже 30°C, особенно при встречном ветре, масло в редукторе заднего моста замерзает.
  • При низких температурах приводные колеса с резиновыми тягами замерзают, и мощность привода не может быть передана на ремень, что приводит к его проскальзыванию. В машину засыпали песок или золу, которые водитель бросал на ленту для уменьшения проскальзывания.

Среди прочего, основные замечания касались гусеничного двигателя. При этом двигатель и другие компоненты функционировали нормально и обслуживались по мере необходимости.

Автомобили в Арктике

Осенью 1934 года грузовики с полуприцепами NATI прибыли в бухту Хатанга, и сразу же началась разгрузка с судна. За полмесяца было перевезено около 2000 тонн груза. В то же время, пропускная способность автомобиля была достаточной для того, чтобы подойти к прибывшему судну и забрать груз. Без вездеходов NATI такой огромный объем работ был бы выполнен менее чем за месяц, написали испытатели в своем отчете.

Это еще раз доказывает, что транспортные средства внесли значительный вклад в развитие Севера. Что касается полуприцепов, то сложная и ухабистая дорога к конвейерным лентам только начинается. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *