Вторник , 28 мая 2024

TAM (Tovarno avtomobilov Maribor): грузовые автомобили Югославии

В отличие от других социалистических стран, входивших в Совет финансовой взаимопомощи (СФВ), Югославия имела уникальную экономическую структуру. Это был удивительный экономический гибрид рыночной и плановой экономики, с минимальным или нулевым вмешательством государства в экономику и регулированием через децентрализованную систему централизованной организации труда. Не вдаваясь в экономическую теорию, можно лишь отметить, что местные производители активно сотрудничали с капиталистическими предприятиями. Это напрямую влияет на развитие югославской автомобильной промышленности в целом и компании Tam (Tovarno avtomobilov Maribor) в частности.

TAM (Tovarno avtomobilov Maribor)

История Мариборского автозавода берет свое начало в 1942 году, когда немцы решили организовать производство самолетов Messerschmitt в небольшом городке Марибор на востоке Словении. В 1944 году завод был серьезно поврежден бомбардировками союзников. Однако часть заводских зданий и оборудования уцелела, что позволило возобновить работу, на этот раз в качестве автомобильного завода. 31 декабря 1946 года завод получил свое официальное название Tvarno Avtomobilov Maribor и выпустил свой первый грузовик, TAM Pionir, в 1947 году.

TAM Pionir был построен по лицензии чехословацкого завода Praga и представлял собой 3-тонную заднюю модель. Он был оснащен 67-цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 67 л.с. Оригинальный Praga RN прекратил свою эксплуатацию в 1953 году, но соответствующий югославский оставался в производстве до 1962 года. Пионеры славились своей превосходной надежностью.

Tam (Tovarno Avtomobilov Maribor): югославский грузовик

Вскоре компания Tam стала ведущим производителем грузовиков в Югославии. В 1957 году он подписал контракт с западногерманской компанией Klöckner-Humboldt-Deutz, предоставив ей лицензию на 4,5-тонный грузовик Magirus-Deutz S4500 с двигателем воздушного охлаждения. Любопытно, что S4500 разработан для того, чтобы «Вермахт» мог действовать в сложных климатических условиях Восточного фронта. Однако и прародитель, и югославский TAM 4500 считались чрезвычайно надежными и долговечными. Они выпускались в различных модификациях, включая полноприводные, и поставлялись в основном югославским военным.

Югославские грузовики.

В начале 1960-х годов, наряду с производством лицензионной программы, завод начал выпускать собственные грузовики. Первой была модель TAM 2000 TAM 2000 1961 года. Грузовики имели прогрессивную компоновку, кабину над двигателем, оснащались дизельным двигателем мощностью 57 л.с. TAM 2000 или Tamic была самой популярной и востребованной моделью Tovarno Avtomobilov Maribor. Для Югославии, с точки зрения важности, 2000 был идентичен советскому ГАЗ-53. На этой базе производились грузовики для перевозки продуктов питания, буксиры, грузовики и пожарные машины. Он был настолько хорошо построен, что мог перевозить полезные грузы весом более двух тонн. В целом, модель была очень удачной и пострадала от нескольких модернизаций.

В 1976 году ТАМ перешла на новую систему маркировки транспортных средств. В результате TAM 2000 был преобразован в TAM 60, причем цифровое название соответствовало мощности двигателя. В 1979 году, после установки более мощного двигателя мощностью 75 л.с., индекс был изменен на TAM 75. Грузовики выпускались до конца 1980-х годов.

TAM 260 A119

Помимо грузовиков, завод в Мариборе производил автобусы всех типов. В 1989 году 450 югославских автобусов были приобретены Государственным комитетом СССР по туризму. Основой контракта стал 48-местный туристический автобус TAM 260 A119Avtomontaža завода. 12-метровое югославское судно было таким же комфортабельным, как венгерский «Икар», а 260-сильный Tam был на голову выше его.

Армейская серия

TAM 115.

В 1975 году, используя собственные ресурсы, завод начал серийное производство военных грузовиков TAM 110 и TAM 150, первый из которых представлял собой полноприводный 1,5-тонный грузовик с кабиной и дизельным двигателем мощностью 110 л.с. TAM 150 имел трехосную раму (6×6) с грузоподъемностью 3 тонны. Он был оснащен дизельным двигателем мощностью 150 л.с. Кроме того, в зависимости от версии, грузовик может быть оснащен центральной системой заправки шин. Новые мосты TAM, двигатель и коробка передач были лицензионными копиями агрегатов Magirus-Deutz.

Грузовики югославской армии обладали отличной мобильностью и надежностью на бездорожье. Кабина имела простую конструкцию, максимально использующую плоскую раму кузова и подходящую для экранирования. TAM 110 и TAM 150 широко использовались в военных конфликтах на Балканах и экспортировались на Ближний Восток.

TAM действует и поныне

TVM Marbus Vive

Завод Tovarno Avtomobilov Maribor успешно работал до 1991 года, но после распада Югославии компания столкнулась с финансовыми трудностями. В 1996 году ТАМ стала открытой акционерной компанией и была разделена на 13 различных предприятий. Участок сборки автомобилей был выделен в отдельную компанию, MPP Vozilla. Компания находилась в глубоком кризисе, а ее производство составляло несколько десятков единиц продукции в год.

В 2001 году правительство Словении восстановило компанию и изменило ее название на Tovarna Vozil Maribor. С тех пор завод был перепрофилирован на производство автобусов на основе немецких комплектующих. Сегодня под именем Tam (Marbus) выпускаются городские, городские и туристические автобусы.

Родом из Югославии/ Автобус ТАМ 260/ Изготовление и замена стекла на автобус TAM

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *