Четверг , 25 апреля 2024

Tatra 813 «Колосс»: полноприводный грузовик из Чехословакии

Грузовики Tatra хорошо известны в нашей стране. Tatra 111, 138 и 815 хорошо послужили СССР и остались в памяти советских водителей как очень надежные и комфортабельные автомобили. До этого времени в Чехословакии выпускалась еще одна интересная модель, но она малоизвестна. Его зовут Tatra 813 «Colossus».

Колосс

Разработка Tatra 813 началась в 1959 году по инициативе Министерства обороны Чехословакии. Армии требовался тяжелый артиллерийский тягач, способный работать в самых сложных дорожных условиях. Планы строительства были определены относительно быстро, и в 1961 году компания выпустила свой первый прототип. Это был полноприводный грузовик (8×8) с обычной наземной рамой и 12-цилиндровым дизельным двигателем воздушного охлаждения. Последний был получен путем добавления четырех дополнительных цилиндров к стандартному двигателю V8 автомобиля Tatra 138. Кроме того, двигатели были настроены для работы на разных видах топлива — парафине, бензине и дизельном топливе. В последнем 18-литровом варианте двигатель выдает 250 л.с. и 990 нм крутящего момента. Она сочеталась с новой 20-ступенчатой механической коробкой передач, разработанной специально для T813. Высокая проходимость грузовика была обеспечена независимой подвеской всех колес, большими дисками и широкими шинами.

Оригинальный Tatra 813

Испытания, проведенные в 1962-1963 годах, выявили огромные внедорожные возможности. Не было никаких проблем с перемещением по болотистой местности. Он преодолевал углы до 30°, перепрыгивал через траншеи шириной до 1,4 м и срезал деревья диаметром до 200 мм. Армия была в восторге, но стоимость машин была чрезмерной. В результате было принято решение о разработке моделей с двумя и тремя осями. Благодаря четкой конструкции, не только для армии, но и для нужд народного хозяйства.

Tatra 813

Татра 813

Производство Tatra 813 TP (8 x 8) началось весной 1967 года. Стандартная модель имела просторную четырехдверную или бинарную цельнометаллическую кабину, центральную систему заправки шин (впервые для грузовиков Tatra) и электромагнитные блокировки дифференциала.

Как и требовалось для армии, T813 был гибким и мог быть оснащен различными кузовами — пожарными, кранами, разрушаемыми инвалидными колясками, системами RHSO и т.д. Кроме того, конструкторы рассмотрели возможность установки на грузовик бульдозерных отвалов. В то же время, грузовики могли буксировать до 100 тонн, а военные часто использовали их в качестве автоцистерн.

Завод в Копривнице производил T813 в четырехстороннем материале, трехосном и двух более широких изданиях для народного хозяйства. Все они имели несколько упрощенную конструкцию. Они не были оборудованы центральной системой заправки шин, а некоторые грузовики имели 10-ступенчатую коробку передач вместо 20.

Tatra 813 трехосный

Наиболее распространенным в частном секторе был Tatra 813 TP (6×6). Расположение осей грузовиков было нестандартным. Первая и вторая оси были управляемыми и располагались в передней части грузовика. Эта особенность конструкции была обусловлена интеграцией транспортных средств и общей балансировкой. Татры в основном использовались в строительной промышленности и на спасательных шлюпках в различных флотах. Самый маленький грузовик двухосной серии Tatra T813 NTH имел двухдверную кабину и торсионную подвеску всех колес.

Tatra T813 NTH

Tatra 813 находилась в непрерывном производстве с 1967 по 1982 год. В отличие от очень популярной Tatra 148, было произведено всего 11751 единиц. Однако это неудивительно, учитывая технические характеристики автомобиля. T813 поставлялся в СССР в основном как трехосный грузовик и редко как четырехосный. Эти грузовики использовались в различных частях страны, в основном в качестве балластных тягачей с 63-тонными прицепами TRA-P80.

История автомобилей Skoda и Чешского автопрома, периода СССР и позже

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *