Пятница , 24 мая 2024

ЗИЛ-5301: последний грузовик автозавода ЗИЛ

Разработка легкого грузовика ЗИЛ-5301 была начата Московским автомобильным заводом в 1992 году. Считалось, что автомобиль на новой платформе с экономичным дизельным двигателем поможет заводу преодолеть кризис новой рыночной экономики. В истории нашей автомобильной промышленности есть истории успеха. Похожий дизайн «ГАЗели» буквально спас Горьковский автомобильный завод от банкротства. Однако в случае с ЗИЛ-5301 возникли проблемы.

ЗИЛ-5301

В начале 1990-х годов спрос на среднетоннажные грузовики ЗИЛ резко упал. Новая рыночная экономика требовала легких коммерческих автомобилей с экономичными двигателями. Московский автомобильный завод хорошо понимал это и уже в марте 1992 года приступил к разработке малотоннажного грузовика. Первым толчком к созданию конструкции послужила модель полукапотного грузовика, разработанная К.В. Потекиным. Он также начал работать над внешним видом будущих машин. Главным конструктором был назначен А.Н. Горчаков.

Поскольку у завода не было средств на создание полностью оригинального автомобиля, он попытался интегрировать его с уже существующими машинами. Например, кабина была общей от ЗИЛ-4331, коробка передач — от ЗИЛ-130, а дисковая тормозная система — от типового ЗИЛа. Подвеску, переднюю ось, электрическую систему и раму пришлось разрабатывать с нуля. Однако ЗИЛ-5301 (такой индекс получил ЗИЛ) был построен на шасси Mercedes-Benz MB-709D, пока последний готовился к производству. Всего было выпущено 219 грузовиков этого типа с индексом ЗИЛ-53012.

ЗИЛ-3301

Всего было выпущено 219 таких грузовиков. Согласно внутренней документации, грузовики назывались ЗИЛ-3301. Однако при приближении к серийному производству NAMI присвоил индекс ЗИЛ-5301. Это соответствует весу автомобиля от 9 до 14 тонн в соответствии с существующими промышленными стандартами. Как видите, автомобильная промышленность в то время переживала потрясения.

В любом случае, разработка семейства ЗИЛ-5301, полностью основанного на отечественной компонентной базе, была готова к завершению. Первые грузовики были собраны в мае 1995 года. Поскольку у ЗИЛа не было подходящего дизельного двигателя, а импортные агрегаты были слишком дороги, был выбран минский дизель Д-245. Мощность в 109 л.с. была явно недостаточна для 3-тонного грузовика, но у него не было выбора. Полное производство ЗИЛ-5301 началось в октябре 1996 года, и к концу года было выпущено в общей сложности 1348 грузовиков.

Почему «Бычок» не пошел?

ЗИЛ-5301

На первый взгляд ZIL-5301 выглядел хорошо. Он имел современный внешний вид, очень просторную кабину, небольшой радиус поворота (6,8 м), относительно низкую раму и, соответственно, погрузочную высоту. Кроме того, практически с самого начала завод предлагал рынку различные модификации. Это были: базовая рама с тележкой; рама грузовика с одинарной или двойной кабиной; короткая или длинная колесная база. Другими словами, «Бычок», как его неофициально называли, был способен удовлетворить практически все требования рынка. Это не было бы проблемой, если бы грузовики не были низкого качества.

Почти с самого начала потребители столкнулись с рядом недостатков. К ним относятся низкое качество сборки и общая ненадежность компонентов. Жалобы рассматривались неохотно, и заводы не спешили устранять дефекты. Однако «Бычки» более или менее продавались до начала 2000-х годов. В 2001 году завод выпустил 50-мм ЗИЛ-5301, и в целом на долю «Бычок» пришлось более 58% общего годового производства. Однако в 2004 году на Горьковском автомобильном заводе был выпущен автомобиль ГАЗ-3310 «Валдай». Кроме того, корейские и китайские производители легких грузовиков начали занимать российский рынок, и ЗИЛ начал терять свои позиции. Уже в 2005 году производство ЗИЛ-5301 было сокращено на 40% до 1838 грузовиков в год. Это было началом конца.

Прицеп ЗИЛ-5301

В 2011 году производство грузовиков было перенесено на дочернее предприятие АМО ЗИЛ в Петровском районе Саратова. Однако даже там производство автомобилей прекратилось через три года. Всего с 1994 по 2012 год на Московском автомобильном заводе было выпущено 86835 грузовиков ЗИЛ.

В целом ЗИЛ-5301 был неплохим автомобилем. Его можно улучшить, повысить надежность и рентабельность. Нельзя сказать, что работа в этом направлении не велась, она велась, но очень медленно. Конечно, по стандартам капиталистической экономики. Проблемы Бычока возникли на самой фабрике. Почему же Бычок не был спасен ЗИЛом? Возможно, потому, что завод не научился производить легкие грузовики?

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *