Пятница , 19 апреля 2024

ЗИС-Э134: первый экспериментальный вездеход СКБ ЗИЛ

25 июня 1954 года Совет Министров СССР распорядился о создании специальных конструкторских бюро (СКБ) на некоторых автомобильных заводах. На Московском автомобильном заводе СКБ возглавил талантливый и опытный конструктор Виталий Андреевич Грачев. Прежде всего, задачей новой организации было создание перспективных грузовиков с очень высокой пропускной способностью. Первым таким проектом стал ЗИС-Е134, экспериментальный восьмиколесный грузовик.

ЗИС-Э134 Макет №1

К началу 1950-х годов армии требовался новый многоцелевой автомобиль с колесной формулой 8х8, который по проходимости превосходил бы все существующие автомобили аналогичного класса. Кроме того, новые автомобили должны были перевозить грузы массой не менее 6 тонн и буксировать прицепы такой же массы.

Ситуация осложнялась тем, что специалисты СКБ не имели опыта проектирования таких автомобилей. В результате Грачев решил испытать новое конструкторское решение на действующем прототипе. Первый прототип назывался ZIS-E134 Prototype No 1.

Двигатель ZIS-E134.

Опытный E134 был готов в августе 1955 года. Этот трактор славился широким использованием серийных компонентов. Например, кабина и коробка передач были от ЗИС-150, мосты — от бронемашин ЗИС-152Б, карданный вал и многие другие детали — от ЗИС-151 и 110. Двигатель позаимствован у ZIS-150, но был полностью модернизирован, а мощность увеличена до 130 л.с. Это было достигнуто благодаря новому блоку цилиндров, системе впуска и головкам блока цилиндров.

Для реализации четырех- и восьмиколесного шасси инженерам пришлось применить несколько нестандартных решений. Сначала специалисты усилили стандартную раму ЗИС-150, вварив дополнительные угловые ребра жесткости и отрегулировав ее на 600 мм. Кроме того, коробка отбора мощности была расположена на третьей оси и вращалась назад относительно четвертой оси. Спереди располагались два управляемых моста, а для более удобного управления ZIS-E134 был оснащен гидравлической системой рулевого управления грузовика LZA.

Полевые испытания

Вездеход универсального назначения ЗИС-134

Модель № 1 была испытана в августе 1955 года. Его первый рейс был выполнен из Москвы в Минск. За время эксплуатации грузовик проехал почти 1 000 км по твердым поверхностям. Расход газа в этом режиме составляет от 59 до 64 литров на 100 км в зависимости от нагрузки. Кроме того, грузовик продемонстрировал хорошую устойчивость на дороге даже на скорости до 60 км/ч.

Осенью того же года ЗИС-Э134 был испытан на болотах Раменского района Московской области. Осенью того же года он прошел испытание на болоте в Раменском районе Московской области. В болоте на глубине 0,6 метра она достигла максимума в 15 метров под нагрузкой, но в два раза больше без нагрузки. Однако пропускной способности было недостаточно, поэтому под полом были установлены деревянные поддоны. Используя эти деревянные поддоны, автомобили проехали расстояние в 20 метров.

После установки дисков они поэкспериментировали с давлением в шинах и эмпирическим путем установили, что оптимальное давление для езды по заболоченной местности составляет 0,2-0,3 кг/см2 .

Испытания на заболоченной местности доказали, что вездеход с ровным днищем и высоким клиренсом обеспечивает наилучшую маневренность при движении по бездорожью.

Общие итоги

Прототип ЗИС-Э134 № 1

С другой стороны, непрерывное производство ЗИС-Э134 не предусматривалось. Автомобиль использовался в качестве тестового и прекрасно справился с этой задачей. Специалисты Московского автомобильного завода смогли спрогнозировать общую концепцию многоколесного вседорожного универсала, оптимальную мощность двигателя и тип трансмиссии. В будущем, благодаря этому опыту, СКБ ЗИС, возглавляемое В.А. Грачевым, выпустит много отличных вездеходов.

Как в СССР появился уникальный вездеход сверхвысокой проходимости ЗИС-Э134. История военной техники

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *