Взяв курс на социалистическое развитие, Польша в значительной степени находилась под руководством «старшего брата» — Советского Союза. Однако, в отличие от Советского Союза, в ГДК было много частных ферм, которым требовались легкие коммерческие грузовики. В нашей стране также существовал спрос на такие грузовики, но не в сельскохозяйственном секторе, а в сфере торговли и бытового обслуживания. Для удовлетворения этого спроса в середине 1950-х годов поляки организовали производство грузовиков под названием Zuk.
Zuk A-03
Два польских производителя автомобилей — NYSA из Люблина и FSD (Fabryka samochodow dostawczych) из FSC (Fabryka Samochodow Ciezarowych) — одновременно начали разработку легких грузовиков. Грузовики базировались на одной раме, но обычно имели разное назначение. Компания NYSA предназначила Zuk для городской жизни и утилиты с упрощенным сельскохозяйственным дизайном.
Первый прототип FSC Zuk A-03 был построен в 1957 году. Это был вагонный автомобиль кабинного типа с задней дверью на двигателе. Благодаря компактным боковинам кузова грузовая зона не выступала за пределы кабины, а высота загрузки составляла всего 600 мм. Автомобиль базировался на оригинальной раме с подвеской, настроенной на Warszawa M-20, авторизованной копии Pobeda. Остальное оборудование состояло из карбюраторного двигателя мощностью 52 л.с., 3-ступенчатой коробки передач, сцепления и тормозной системы. Полезная нагрузка автомобиля составляла 900 кг, что соответствовало разрыву между Warszawa 200p (пикап на базе Warszawa M-20) и 2,5-тонным грузовиком Lublin 51 (также известным как Gaz-51).
В 1958 году ZUK A-03 был представлен на выставке в Познани, где грузовик вызвал значительный интерес. Успех грузовика не вызывал сомнений, и через год началось его серийное производство. Вскоре к базовому пикапу добавились другие версии: Zuk A-05 Metal Truck и Zuk A-09 с плоской тележкой и тремя откидными бортами.
Zuk A-13
Lublin Trucks пользовались постоянным спросом у покупателей: в 1960 году завод выпустил 3144 экземпляра, а в 1965 году — уже 8621. В 1966 году на «жука» поставили модернизированный клапанный двигатель с головкой и мощностью 70 л.с. Максимальная скорость этого двигателя теперь составляла 95 км/ч. В результате грузовики были переименованы из Zuk A-03 в Zuk A-13, а фургоны получили названия Zuk A-06 и Flat Carrot Truck-Zuk A-11.
Грузовики Zuk активно экспортировались, в основном в Восточную Европу. Со временем поставки осуществлялись в Египет, Иран, Грецию и, конечно же, в СССР. Ритмическая традиция производится в нашей стране с начала 1970-х годов, ежегодный экспорт достигает 7,5 000 жуков. В Советском Союзе польские грузовики Zukus были находкой, наряду с грузовиками NYSA, поскольку советские автопроизводители не выпускали такие автомобили.
Zukas оказались очень требовательными и долговечными автомобилями. Опять же, они были довольно старыми, но хорошо знакомыми нашим ремонтникам. Недостатком было плохое рулевое управление и неэффективная тормозная система, что неудивительно, учитывая возраст рамы.
Новые заводы RAF и ERAZ начали работать, но импорт польских грузовиков продолжался до 1991 года. В новой демократической Польше жуки выпускались до 1998 года. По официальным данным, было произведено 587500 автомобилей.