Воскресенье , 19 мая 2024

Автомобили Ford из нержавеющей стали

Машина из нержавеющей стали. При этих словах на ум сразу приходит знаменитый DMC-12 Джона ДеЛореана. Но в мире уже производились автомобили из «нержавеющей стали», причем не в застойных цехах, а самой компанией Ford.

До войны нержавеющая сталь была очень дорогим и экзотическим материалом. Ее изобрели англичане — Гарри Брайли в 1913 году. Металлург работал над проектом по улучшению винтовочных ботинок и неожиданно обнаружил, что добавление хрома в углеродистую сталь вызывает резкое повышение коррозионной стойкости. Тем не менее, широкое использование нового материала началось только в конце двадцатых годов, в основном в США.

Автомобиль из нержавеющей стали

9 ноября 1931 года в журнале Time была опубликована рекламная заметка с изображением очень необычного автомобиля Ford Model A. Это был «Ford Model A». Точнее, автомобиль был стандартным. Внимание было уделено корпусу из нержавеющей стали. Как гласила реклама, новый материал отличался необычной коррозионной стойкостью и великолепным внешним видом. Известно, что автомобили были построены Ford Motor Company и металлургической компанией Allegheny Steel Company (ASC). Всего было выпущено три автомобиля, но как сложилась их дальнейшая судьба, понять не удалось. Однако сотрудничество между двумя американскими компаниями на этом не закончилось.

Ford Deluxe Tudor 1936

Автомобиль Ford Deluxe Tudor из нержавеющей стали

В 1934 году ASC снова обратилась к Форду с предложением построить автомобиль с кузовом из нержавеющей стали. Как и прежде, это был чисто маркетинговый проект, без каких-либо перспектив серийного производства. Тем не менее, эта акция была выгодна обеим компаниям. ASC рекламировала новый материал, и у Ford была уникальная возможность его использования. Для усиления рекламного эффекта кузов из нержавеющей стали был опробован на типичном Ford Deluxe Tudor 1936 года. Технически он был совершенно аналогичен «Серийному брату». Под капотом располагался 85-сильный двигатель Flathead серии 220 cow (3,6 л).

С другой стороны, если механически все было в порядке, то изготовление корпуса из нержавеющей стали на тот момент было нетривиальной задачей. Новые, более прочные материалы требовали модифицированного штамповочного оборудования и оборудования для материалов. Тем не менее, Форд быстро изготовил шесть нержавеющих «Тюдоров» класса люкс и доставил их в главный офис Allegheny Steel в Пенсильвании. Оттуда было распространено шесть филиалов: в Чикаго, Нью-Йорке, Кливленде, Сент-Луисе, Филадельфии и Детройте. Там автомобили работали в качестве корпоративного транспорта и привлекали большое внимание. Они работали в этом качестве до 1947 года, проехав в общей сложности около 200 000 миль. Компания сообщила, что кузова на самом деле не были изношены и требовали только косметического ремонта.

После списания Tudor был продан сотруднику компании, где он регулярно служил. Хозяева были поражены жизнеспособностью тела. К тому времени они заменили несколько двигателей, КПП и других агрегатов, но кузов продолжали регулярно обслуживать. Из шести автомобилей четыре сохранились до наших дней.

Ford Thunderbird 1960

Ford Thunderbird 1960.

В июле 1960 года ASC решила повторить эксперимент еще раз и заказала два роскошных Ford Thunderbirds второго поколения. На этот раз в качестве перевозчика был выбран Ford, учитывая высокую трудоемкость изготовления кузовов из нержавеющей стали, и модель завершила свой жизненный цикл. Износ штамповочного оборудования в процессе производства был настолько велик, что компания просто решила сократить производственные расходы. Ходят слухи, что после выполнения заказа ASC все пресс-формы и штампы были списаны в металлолом. Как и в случае с предшественником, технически Thunderbird ничем не отличался от своего серийного аналога. Под его капотом находился 5,8-литровый двигатель мощностью 300 л.с.

Оба автомобиля благополучно дожили до наших дней. Каждый из них прошел 100 000 миль и находится в отличном техническом состоянии.

Lincoln Continental 1966

Lincoln Continental с кузовом из нержавеющей стали

Между тем, Thunderbird — не последний автомобиль Ford из нержавеющей стали. Шесть лет спустя компания приобрела три Lincoln Continental четырех поколений из нержавеющей стали. Два из них были переданы ASC, а один, как и 50 000 автомобилей этой серии, остается в музее завода Ford.

Все три машины находятся там и по сей день. Автомобиль музея Форда пострадал от обрушения здания, а один из «Линкольнов» металлургической компании попал в аварию. Тем не менее, автомобиль был благополучно отремонтирован.

Автомобиль из нержавеющей стали — утопия?

Эксперименты с автомобилями из нержавеющей стали были очень успешными. Они успешно работали в течение десятилетий без физических проблем. Так почему же автомобили не делают из нержавеющей стали в порядке убывания массы?

Ответ прост. Это дорого и неэффективно. Хромированные корпуса тяжелее, дороже и сложнее в производстве. А кто из автопроизводителей готов выпускать «вечные» автомобили? Вопрос риторический.

Кстати, о ценности. Недавно три автомобиля — Deluxe Tudor, Thunderbird и Continental — были проданы на аукционе за 950 000 долларов США за лот.

Автомобили Ford из нержавеющей стали: эксперименты с «вечными» кузовами

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *