Четверг , 23 мая 2024

BMW 340 (EMW 340) и другие советские БМВ

Первый пост на улицах советских городов — в военные годы часто можно было встретить автомобили с эмблемами BMW. Абсолютно новые, черного цвета, они всегда привлекали внимание. С другой стороны, несмотря на эмблему, эти автомобили производились вовсе не в Баварии, а на заводе в оккупированной советскими войсками зоне Тюрингии, в городе Айзен.

Краткая история предприятия

Айзенахский автомобильный завод был основан в 1896 году Генрихом Эрхардом, крупным немецким промышленником. Два года спустя компания выпустила свой первый автомобиль Wartburg-Motowagen. Помимо автомобилей, завод выпускал хорошие велосипеды, мотоциклы и двигатели. Сначала дела шли хорошо, но к началу нового тысячелетия продажи стали снижаться, и у компании начались финансовые проблемы. В результате Эрхард ушел с завода и получил собственные патенты и лицензии на двигатели.

В 1904 году фабрика отказалась от бренда Wartburg. С этого момента вся продукция выпускалась под названием Dixi. Во время Первой мировой войны предприятие было полностью переориентировано на выпуск военной продукции. Ейсена отправилась на фронт легковых и грузовых автомобилей, прицепов и вагонов для артиллерийских орудий и т.д. Поражение в войне сильно ударило по экономике Германии, и следующее десятилетие она находилась на грани банкротства. В 1927 году, надеясь ликвидировать свое положение, завод освоил авторизованный выпуск дешевого британского автомобиля Austin 7. Тем не менее, всего через год акционерное общество Dixi-Werke AG было куплено крупным производителем авиа- и мототехники BMW (Bayerische Motoren Werke). Так началась новая страница в истории автомобильного завода в Айзенахе.

BMW 321

BMW 321

Вместе с BMW на заводе была приобретена лицензия на производство Austin 7, и в результате в производственную программу компании были включены и легковые автомобили. Первый BMW был назван BMW Dixi 3/15 в декабре 1928 года. Почти точные копии Austin 7 продавались относительно хорошо, но будучи одним из лучших производителей авиационных двигателей в стране, он колебался относительно характера производства простых, маломощных автомобилей. Был создан конструкторский отдел, в который вошли талантливые инженеры из Мюнхена и Айзенаха, и так началась разработка нового поколения с шестицилиндровым двигателем BMW. Первый из этой серии появился на свет — BMW 303 поступил в производство в 1933 году. Стильная «двухдверка» оснащалась усовершенствованным шестицилиндровым верхнеатомным двигателем мощностью 30 л.с. Машина оказалась настолько удачной, что получила обозначение BMW M78 и выпускалась до 1950 года с различными модификациями.

BMW 327

Впоследствии было выпущено множество различных автомобилей с разным объемом двигателя: BMW 315, BMW 319 и BMW 320 — все с шестицилиндровыми двигателями разного объема, созданные на базе BMW 303. В 1938 году на заводе в Айзенахе было собрано 8465 автомобилей, семи различных моделей. В том же году BMW 321 был принят в производство. Это было дальнейшее развитие 320-й модели.

BMW 321 предлагался в двух вариантах кузова в двухдверном исполнении. Седан и кабриолет. Структурно он напоминал своего предшественника и в свое время был очень передовым. Основанное на лонжеронной раме, шасси было представлено независимой передней подвеской и рессорной задней. Тормоза на всех колесах — барабанные, а рулевой механизм — наиболее прогрессивная рейка. Двигатель, как и прежде, — рядный шестицилиндровый с одним карбюратором мощностью 45 л.с. Такая конфигурация BMW 321 без проблем развивала 115 км/ч, а разгон до 100 км/ч составлял 36 секунд.

Советские БМВ

Автомобильный завод в Айзенахе

С 1941 года Баварский моторный завод был полностью переориентирован на выпуск военной продукции. Знаменитый мотоцикл BMW R75, унифицированный вездеход BMW-325, артиллерия, орудийные установки и другая военная техника производились на заводе в Айзенахе. В сентябре 1944 года предприятие подверглось массированной американской бомбардировке и на 70% было разрушено. После войны, согласно решению Потсдамской конференции, завод в Айзенахе должен был быть демонтирован и отправлен в Советский Союз.

Однако осенью 1945 года группа бывших рабочих предложила маршалу Г.К. Жукову, секретарю Советской военной администрации (СВАГ), реорганизовать производство автомобилей и мотоциклов. Георгий Константинович согласился, и демонтаж оборудования, который уже начался, был остановлен. По слухам, на положительное решение повлиял совершенно новый BMW 321, собранный из остатков довоенных запчастей и подаренный верховному военному лидеру. Как бы то ни было, 13 октября 1945 года был издан приказ «Об организации производства мотоциклов и автомобилей на заводе в городе Айзенах». Оно касалось моделей BMW R75 и BMW 321.

Автомобильный завод в Айзенахе

Первые 14 автомобилей были собраны в ноябре того же года. Все они были собраны в основном из довоенных запасных частей. Организация массового производства требовала сырья, оборудования и серьезного финансирования. Для решения этих проблем завод в Айзенахе был включен в состав советского акционерного общества «Автовело» по приказу СВАГ в августе 1945 года. Ее возглавлял советский руководитель, средства также поступали из Москвы, поэтому автомобили и мотоциклы, выпускаемые этим предприятием, можно смело назвать советскими.

Массовое производство автомобилей было налажено в 1947 году, довольно много по послевоенным немецким меркам. Большинство из них выплачивали репарации Советскому Союзу и были вполне успешны. BMW 321 был высоко оценен за высокую надежность, интересный дизайн и передовую конструкцию. Дополнительные преимущества включали высокомоментный, хорошо сбалансированный двигатель, трех- и четырехступенчатые синхронные механические коробки передач, энергоемкую подвеску с центральной системой смазки и очень точное рулевое управление.

BMW 321 успешно выпускался до 1950 года. После войны было построено в общей сложности 8996 автомобилей, на 5182 больше, чем до войны.

BMW 340

BMW 340

Амбиции инженеров из Айзенаха не ограничивались одной моделью. В октябре 1949 года они выпустили новый BMW 340. Этот автомобиль был больше во всех направлениях и получил четырехдверный кузов седан с очень прогрессивным обтекаемым дизайном и фарами, встроенными в крылья. Несмотря на изменения, в плане дизайна он не сильно отличался от своего предшественника. Поэтому вместо пружинной задней подвески использовались торсионные балки с системой реактивных рычагов. Второй карбюратор был установлен на 2-литровый двигатель BMW M78, увеличив его мощность до 55 л.с.

В 1952 году началось производство первого послевоенного автомобиля, BMW 501, на заводе штаб-квартиры в Мюнхене, который оставался на оккупированных американцами территориях. В результате возникла интересная ситуация — выпускаемые по всему миру автомобили использовались под одним и тем же брендом в различных компаниях, которые юридически уже не были связаны друг с другом. Ситуация еще более усугубилась, когда, помимо поставок в СССР, BMW 340 начали экспортировать в Финляндию и Скандинавию, где также продавался 501-й автомобиль. Таким образом, в этих странах продавались два BMW — капиталистический и социалистический. И последние были намного дешевле!

BMW 340 1949

Естественно, баварцы не собирались мириться с такой ситуацией и подали судебный иск против своих бывших коллег. После ряда судебных разбирательств Восточная Германия была вынуждена убрать название и логотип BMW. С этого момента завод стал называться EMW (Eisenacher Motorenwerk). Тем не менее, продукция EMW по-прежнему пользовалась уважением в СССР. Как и Тип 321, BMW 340 в основном использовался на государственной службе, и лишь небольшая часть находилась в частных руках. Всего с 1949 по 1955 год было произведено 21 250 штук. Две трети из них отправились в Советский Союз.

После изменения политической и экономической ситуации, в 1952 году все предприятия АО «Автовело» были переданы в распоряжение правительства Восточной Германии. Впоследствии новое руководство автозавода в Айзенахе решило возродить историческую марку Wartburg. С 1955 года компания выпускает автомобили под этим названием. После воссоединения Германии тюрингский завод больше не мог конкурировать с западногерманскими брендами и был ликвидирован в 1991 году.

тест-драйв BMW-340 (EMW-340)

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *