Четверг , 28 марта 2024

Chrysler Turbine Car: газотурбинный легковой автомобиль

Пятидесятые годы можно считать золотым веком газотурбинных двигателей. Они широко использовались в самолетах и продемонстрировали огромные преимущества перед обычными поршневыми двигателями. Разумеется, автопроизводители не могли проигнорировать перспективную новинку и активно экспериментировали с GTD. Одним из самых интересных проектов был турбинный автомобиль Chrysler.

Газотурбинные двигатели для автомобилей

В конце 40-х годов корпорация Chrysler организовала исследовательскую группу по разработке газотурбинных двигателей, пригодных для работы на автомобилях. Поскольку компания уже имела опыт создания ГТД для военных, инженеры смогли создать первый прототип компактного газотурбинного двигателя. Он был установлен в Plymouth Belvedere в 1954 году.

После испытаний использование газотурбинных двигателей в автомобилях выявило серьезные недостатки. Во-первых, высокая температура выхлопных газов требовала использования специальных выхлопных систем и теплообменников. К недостаткам также можно отнести высокий расход топлива и медленный отклик на педаль газа. С другой стороны, у GTD было много преимуществ. Например, двигатель имел компактные размеры и был проще и легче в производстве, чем поршневой двигатель. В итоге программа была признана перспективной, и ее развитие продолжилось.

Со временем команда разработчиков набралась опыта, и патенты завоевали компанию. В 1957 году был создан двигатель второго поколения. Это показало самый высокий расход топлива по сравнению с предшественником.

Три года спустя разработчики представили третий Generation GTD. На этот раз двигатель создавался с учетом серийного производства и получил собственное имя — CR2A. Его мощность составляла 140 л.с., а время реакции на нажатие педали акселератора сократилось с 9 до 1,5 секунд. Это уже было что-то.

Chrysler Turbine Car

Турбированный автомобиль Chrysler

В качестве эксперимента CR2A побывал на капотах многих автомобилей компании, включая грузовые. Кроме того, активно использовались средства массовой информации и организовывались демонстрационные забеги.

В 1962 году компания Chrysler разработала двигатель четвертого поколения A-831. Эти два кроссовых ГТД имели два теплообменника, что позволило снизить температуру выхлопных газов до 250 °C. Двигатель оказался легче своего 18-килограммового предшественника, но потерял 10 л.с.

Тем не менее, крутящий момент достиг впечатляющих 576 нм, а скорость вращения турбины составила 45700 об/мин. В частности, в случае с A-831, в 1963 году специалисты Kraisler разработали автомобиль с простым названием Chrysler Turbine Car. В нем автоматическая КП была интегрирована в ГТД. Крутящий момент передается через понижающий редуктор.

Газотурбинный пассажирский автомобиль Chrysler

Эльвуд Анхель отвечал за дизайн турбинного автомобиля, и я должен сказать, что он принял славу. Автомобиль выглядел необычно благодаря использованию в дизайне «авиационной» стилистики. Передние фары Chrysler Turbine оформлены в виде воздухозаборника реактивного самолета, а задние стилизованы под градуированное сопло. Кроме того, автомобили Chrysler Turbine имели оригинальный оранжевый цвет под названием Turbine Bronze.

Интерьер автомобиля также был «самолетным» и выразительным. Центральный тоннель был стилизован под вал турбины, а водитель был окружен различными шкафами и переключателями. Приборная панель состояла из трех циферблатов: указателя температуры, спидометра и тахометра. Кроме того, последний разгонялся до 60 000 об/мин!

Турбированный автомобиль Chrysler

В остальном, турбированные автомобили Chrysler были традиционными американскими автомобилями своего времени. Спереди была установлена независимая подвеска на двойных рычагах, которые представляли собой зависимые пружины.

Кузова турбин Chrysler изготавливались в итальянском ателье Carrozzeria Ghia, а затем отправлялись в США, где происходила окончательная сборка и окраска машины. Такие логистические операции уже привели к появлению дорогих автомобилей. По слухам, цена одного экземпляра составляет 55 000 долларов США, что в пересчете на современные деньги эквивалентно 450 000 долларов США. Это очень внушительная сумма, тем более что турбированные автомобили Chrysler предоставляются абсолютно бесплатно.

Масштабная программа испытаний

Газовая турбина Chrysler

Тем временем, в 1963 году Chrysler построил 55 автомобилей, 50 из которых были готовы принять участие в уникальной программе испытаний. Тем временем автомобили были переданы водителям из 49 штатов сроком на три месяца. Эта акция вызвала большой интерес у американцев, и компания Chrysler получила десятки тысяч заявок. Однако только 203 человека получили разрешение на участие.

В общей сложности автомобили преодолели один миллион 780 км. Большинству автоиспытателей он очень понравился. Прежде всего, они отметили плавную работу двигателя без вибраций и его высокую мощность. Кроме того, турбированный автомобиль Chrysler нуждался в нем часто и мог потреблять парафин, вредный для здоровья бензин, спирт и дизельное топливо.

С другой стороны, недостатков было достаточно. Всем известно, что высокий расход топлива, 2-секундная задержка педали газа при старте с места, характерный устой турбины.

Турбированный автомобиль Chrysler

Тем не менее, несмотря на положительные результаты программы и явный интерес потребителей, Chrysler отказался от непрерывного производства турбированных автомобилей. Компания просто не могла построить новый завод по производству двигателей в условиях снижения экономических показателей. По оценкам экспертов, стоимость постоянного запуска газотурбинных автомобилей составит 1 миллиард долларов США.

В конечном итоге все 50 автомобилей, участвовавших в программе, были уничтожены, а пять переданы в музей.

Газотурбинные Автомобили Крайслер | История 1963 — 1964 Chrysler Turbine Car

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *