Четверг , 18 апреля 2024

FSO Polonez: история лучшего автомобиля Польши

Социалистическая Польша обладала высокоразвитой автомобильной промышленностью. В стране было шесть автомобильных заводов, один автобусный и два завода по производству специального оборудования. За производство автомобилей в стране отвечали два предприятия: FSM (Fabryka Samochodow Malolitraowerch) и FSO (Fabryka Samochodow Osobowych). За пару они выпустили много достойных моделей, но FOS удалось создать действительно превосходный кархусолонез, который оценили не только в стране социальных единиц, но и на Западе.

Polski Fiat 125p

Рассвет польской автомобильной промышленности пришелся на середину 1960-х годов после того, как было прекращено санкционированное производство автомобиля Fiat 125p. Этот автомобиль был основан на устаревшей коллективной базе итальянского Fiat 1300/1500, но кузов был взят от последней модели, Fiat 125. Решение было оправданным. Поляки получили современный автомобиль, который был относительно недорогим, но выглядел не хуже новинки Fiat.

Fiat 125p или, как его еще называли, Polski Fiat 125p, оснащался двумя типами двигателей объемом 1,3 и 1,5 л мощностью 60 и 75 л.с. соответственно. В отличие от советской Lada, эти двигатели имели устаревшие фазы газораспределения с толкателями от нижнего распределительного вала (OHV). С точки зрения дальнейшей модернизации, это абсолютно сложная, но очень надежная конструкция. Еще одно важное отличие от ВАЗ-2101 — задняя подвеска. На Fiat 125p она оставалась пружинистой. Однако тормоза на польской машине были установлены более эффективные — дисковые. В остальном все они — одна и та же Lada, но имеют свои внешние и внутренние характеристики.

Fiat 125p.

В Польше помог Fiat 125p. В первый год производства завод FSO выпустил 7100 автомобилей. Через три года на PNC уже производилось 50 000 автомобилей в год, а к 1975 году производство достигло 114 000 единиц. В этот период автомобили неоднократно модернизировались, но внешне сильно устарели, что негативно сказалось на их экспортном потенциале. Пришлось строить новые машины.

FSO Polonez

фсо полонес

Однако денег на радикально новые автомобили в бюджете Республики Польша не было. В результате правительство обратилось к Fiat с просьбой поддержать его требование разработать новый автомобиль на основе существующей общей базы. В то же время машина должна была соответствовать перспективным стандартам пассивной безопасности и экологическим стандартам Западной Европы и США. Стороны достигли соглашения 17 сентября 1974 года, и работа закипела.

За решение внешнего вида отвечало известное дизайнерское ателье Josiah Giugiaro, Italdesign. Итальянцам удалось создать стильный кузов с современными угловатыми «разрезами». В то же время его отличала очень продуманная аэродинамическая форма, с коэффициентом лобового сопротивления CX всего 0,36. Сам пятидверный хэтчбек был гораздо просторнее и удобнее в управлении, чем седан. Кроме того, согласно техническому заданию, передние и задние специалисты обеспечили трансформированную зону безопасности, а также усилители баров в дверях.

FSO Polonez 1978

Процесс разработки длился недолго — первый прототип был готов в 1975 году, а в производство автомобиль поступил в мае 1978 года. Это название было выбрано по всей Польше. В результате общественного голосования победило название — FSO Polonez (Polonaise — традиционный польский танец).

Успех по всем направлениям

фсо полоназ

Конструктивно FSO Polonez от Fiat 125p отличался небольшими деталями. Цепной привод ГРМ был заменен ремнем, а привод сцепления — механическим. Кроме того, были немного изменены передаточные числа коробки передач. Улучшений в шасси немного. Передняя колея была расширена на 16 мм, а задняя — на 17 мм. В дополнение к передней подвеске был введен рептильный стабилизатор.

фсо полонес

Несомненным достоинством Фсо Полонеза было его богатое снаряжение. Уже в стандартной комплектации автомобиль имел задние стеклоподъемники, инерционные ремни безопасности, регулируемую рулевую колонку, тахометр, часы, прикуриватель с велюровой отделкой и противотуманные фары, а также эргономичные сиденья. Такой высокий уровень оснащения не был характерен для многих иностранных автомобилей, не говоря уже об автомобилях из социалистического лагеря!

В результате FSO Polonez пользовался достаточно стабильным спросом на внешних рынках. Автомобиль экспортировался в Великобританию, Германию, Францию, Португалию и Финляндию. В США Полонез так и не разбился, но в Китае, Египте и других дружественных странах отметился. В самой Польше Fso Polonez не часто продавались до конца 1980-х годов. Механические автомобили поступили в государственный автопарк, в основном в полицию.

Фсо полонес ату

Очевидной проблемой этих автомобилей были их устаревшие и маломощные двигатели. В 1987 году завод освоил выпуск модернизированного 1,6-литрового двигателя мощностью 87 л.с. Регулярно устанавливались различные импортные двигатели, включая дизели, но основной 1,5-литровый нижний двигатель Fiat 125p оставался до распада социальной единицы, которая тогда базировалась на 1,6-литровых агрегатах.

FSO Polonez 2002

Впоследствии FSO Polonez неоднократно модернизировался. Были обновлены экстерьер и салон, изменилось оборудование, появились различные модификации (седан, универсал, пикап), но по сути автомобиль остался тем же Fiat, что и модель середины 1960-х годов. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что FSO Polonez является самым успешным автомобилем польского производства. В общей сложности с 1978 по 2002 год было выпущено 1 061 807 экземпляров.

Что такое польский автомобиль POLONEZ? Тест драйв полицейского варианта.

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *