Группа В — одна из самых зрелищных, техничных и опасных гонок, которые когда-либо проводились. Тридцать лет спустя удивительные автомобили и легендарные пилоты все еще помнят.
Группа Б, как технологический драйвер
В начале 1980-х годов скучные правила групп 1-6, которые десятилетиями доминировали в автоспорте, были заменены новым сводом правил — группами H, A, B и C. Группа B (Group B) теперь предназначена для ралли и кольцевых гонок и предлагает большую творческую свободу.
Все это означало, что менее чем за 20 лет ралли перешло от традиционных маломощных заводских автомобилей к специализированным высокопроизводительным гоночным машинам с заводскими командами и многомиллионными бюджетами.
Группа B не имела ограничений по конструкции автомобиля, внешним и внутренним размерам, компоновке, трансмиссии или мощности двигателя. Правила были очень простыми и либеральными:
- Необходимо было соблюдать минимальный гоночный вес (рассчитывается по специальным коэффициентам и объему двигателя).
- Двойной салон и закрытый кузов
- Необходимо соблюдать максимальную ширину шины (также рассчитывается по коэффициенту и объему двигателя).
- Различные требования к безопасности
Несомненно, то, что сделало группу B такой зрелищной, — это отсутствие серьезных ограничений, но также и их отмена.
В период с 1983 по 1986 год гонка вооружений группы В достигла своего пика. Мощность автомобиля увеличилась с 250 л.с. до 600 л.с. и, по некоторым данным, даже больше (производители часто занижали показатели мощности). Форсированные двигатели были ограничены только возможностью турбонаддува и способностью двигателя дожить до конца гонки!
При всем этом гонщики продемонстрировали невероятное мастерство. Представьте себе, каково это — управлять мощным полноприводным монстром на сложной трассе с разнообразным покрытием. А если учесть отсутствие электронных помощников! Несомненно, участие в гонках группы В можно рассматривать как настоящий подвиг.
Закрытие Группы Б и череда трагедий
Популярность группы В росла вместе со скоростью трассы и количеством зрителей. Недисциплинированные болельщики выстроились вдоль дорог и образовали живые отбойники. А в это время машины летели со скоростью более 200 км/ч. Самые отчаянные зрители могли прикоснуться к летающим машинам — это считалось особой честью. Часто после гонки техники находили пятна крови и отрубленные пальцы на решетке радиатора, на кузове автомобиля.
Примечательно, что серьезных инцидентов удалось избежать до 1985 года. Однако 2 мая того же года Lancia 037 под управлением Аттилио Беттеги сбилась с курса и врезалась в дерево. Пилот погиб.
В 1986 году Ford RS200 Хоакима Сантоса на полной скорости врезался в толпу зрителей, убив троих и ранив более 30 человек. После этого инцидента компания Ford решила отказаться от участия в гонках группы B.
Двумя гонками позже, на Tour de Corse, Lancia Delta S4 Анри Тойвонена съехала с дороги на большой скорости и загорелась, повиснув на обрыве среди деревьев. Пилот и штурман погибли.
После ряда трагедий в конце 1986 года группа «Б» была официально закрыта.