Среда , 24 апреля 2024

НАМИ-013: советский автомобильный авангардизм

Как вы знаете, советская школа автодизайна была очень консервативной. Наши инженеры использовали технические решения, проверенные временем и другими автопроизводителями, и в целом двигались в арьергарде мировой технической мысли. Тем не менее, в СССР было создано несколько действительно уникальных и передовых автомобилей. Например, NAM-013.

Концепция перспективного автомобиля

Идейным вдохновителем создания авангарда, не имевшего аналогов в мировой практике автомобилестроения, был талантливый инженер, конструктор и дизайнер Юрий Аронович Долматовский. В 1946 году Долматовский, руководитель КБ, объединения автомобильного института (НАМИ), предложил создать заднеприводный автомобиль с кузовом вагонной компоновки. Идея была очень смелой и имела много врагов в институте. Тем не менее, Юрий Ароновок сумел «продать» проект на самом высоком уровне и в начале 1947 года приступил к созданию перспективного автомобиля под обозначением НАМИ-013.

Эскиз NAMI-013

Весь следующий год прошел в поисках наиболее удачных решений для макета, и в итоге было создано несколько больших и полноразмерных макетов. Все они отличались (иногда значительно) друг от друга, но имели вагонные макеты и упорядоченные внешние форматы. Параллельно велись исследования технических деталей будущих автомобилей, а дизайнеры разворачивали их. В частности, NAM-013 должен был создать тормозную систему с оппозитным четырехцилиндровым двигателем, двухступенчатой гидромеханической коробкой передач, независимой подвеской оригинального шасси, гидравлическим рулевым механизмом, плавающими колодками и барабанным принудительным охлаждением. В целом, I-013 был прогрессивным как внутри, так и снаружи. По крайней мере, так казалось на бумаге.

НАМИ-013

NAMI-013

На самом деле, внедрение ряда инновационных технологических решений создавало серьезные проблемы. К тому времени, когда появились первые ходовые прототипы, на корпусе все еще оставались утолщения. В результате все узлы и агрегаты были смонтированы на опорном основании, на котором располагалась трубчатая рама с деревянными панелями. Противоположный двигатель не был доставлен вовремя и вместо него был использован двигатель мощностью 63 л.с. Двигатель ГАЗ-М-20 модернизирован под клапаны GBC и два карбюратора верхнего расположения. Двигатель, коробка передач и главная передача были расположены в едином модуле в хвостовой части машины.

В начале 1951 года морской прототип NAM-013 совершил свой первый вылет, после чего начались испытания. Вскоре стало ясно, что экспериментальные узлы очень ненадежны в своей работе и требуется много усовершенствований. В результате разработчики стали отказываться от них и переходить на проверенные решения. Так, на ЗИС-110 капризный гидравлический рулевой механизм был заменен на обычный механический, а на место независимой подвески с арктурой встала пружина.

Понтон со складным ремнем

Через год прототип шасси был переделан с несущим кузовом, и NAM-013 наконец-то предстал перед своими создателями в полном виде. На этом этапе автомобиль имел каплевидные тени и удлиненный хвост. Удобство посадки в салон обеспечивали четыре двери. Места для водителя и пассажира находились на передней оси между колесными арками, трехместный пассажирский диван располагался в середине автомобиля, а между ними находились два складных страпона. Таким образом, общая пассажировместимость автомобиля составляла шесть человек.

Концепция себя не оправдала

NAMI-013, 1953.

К середине 1953 года НАМИ-013 проходил опытно-конструкторские испытания. Конструкторы регулярно сталкивались с неисправностями и одновременно модернизировали автомобиль. Система охлаждения была неэффективной, поэтому радиатор перенесли на передний бампер, уменьшив его вдвое. Кроме того, были модернизированы тормозная система, трансмиссия и подвеска, аккумулятор был перенесен в заднюю часть автомобиля, а топливный бак разместился на противоположной стороне переднего свеса. Тем не менее, по своим потребительским характеристикам НАМИ-013 больше походил на поделку, чем на автомобиль. Кроме того, прогрессивная компоновка автомобиля не полностью оправдала себя.

Экспериментальный автомобиль Долматовского

Во-первых, вопреки ожиданиям, более аэродинамически совершенный НАМИ-013 оказался менее экономичным, чем ГАЗ-12. Кроме того, опытный автомобиль потерял маневренность, динамику, комфорт передвижения и простоту обслуживания. Узкий салон с трудом вмещал трех пассажиров на задних рядах, а передние ряды приходилось буквально сминать из-за неудобного расположения дивана между колесными арками. Нет необходимости говорить об удобстве пользования багажником, который располагался за третьим рядом сидений и не имел выхода наружу. В общем, что бы кто ни говорил, по мнению Ю.А. Долматовского, нынешняя реализация автомобилей будущего оказалась в целом неприемлемой.

NAMI-013 Рисунок

В конце 1953 года дальнейшая работа над НАМИ-013 была признана маловероятной, и машина была разобрана на запчасти. Однако тема создания пассажирского вагона с вагонной компоновкой не иссякла. В 1955 году специалисты НАМИ сотрудничали с Ирбитским мотоциклетным заводом для производства мини-кара НАМИ-А50, но это уже совсем другая история.

Первый минивэн СССР 1950 года с АКПП. Невероятный проект НАМИ-013

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *