Понедельник , 17 июня 2024

НАМИ-А50 «Белка»: опытный микролитражный автомобиль СССР

К середине 1950-х годов советская автомобильная промышленность находилась на подъеме. Заводы освоили выпуск принципиально новых грузовых и легковых автомобилей. Однако, при большом разнообразии грузовых моделей, за указанный период было выпущено всего четыре автомобиля — Москвич-402, ГАЗ-20, ГАЗ-12 и ЗИС-110. Более того, два последних Советский Союз не мог себе позволить ни при каких обстоятельствах. Другими словами, в стране ощущалась острая нехватка доступных по цене автомобилей. Несколько советских предприятий, в том числе Ирбитский мотоциклетный завод, начали решать старую проблему. Так родился NAMI-A50 Belka, мини-автомобиль с очень оригинальным дизайном.

НАМИ-А50 Белка

Разработка ирбитского микроавтомобиля началась по инициативе главного конструктора завода Ф.А. Реппиха. У ИМЗ не было опыта в разработке автомобилей такого класса, поэтому Реппих обратился за помощью в США. В результате к проекту подключились дизайнеры института: Ю.А. Долматовский, К.В. Корзинкин и В.А. Арямов.

imz-nam-50.

Первый прототип, названный Belka, был завершен в 1955 году (позже автомобиль получил название IMZ-NAMI-A50). Это был небольшой заднеприводный автомобиль с короткой колесной базой (1570 мм) и очень необычным дизайном. Автомобиль получил оригинальный кузов типа универсал с покатой крышей и выступающей задней частью. Там же расположен 20-сильный двигатель мотоцикла ИМЗ-М-72. Двигатель имел воздушное охлаждение, поэтому был установлен вентилятор для нагнетания воздуха в цилиндры. Двигатель был связан с модифицированной 3-ступенчатой механической коробкой передач «Москвич-401», от которой была заимствована главная передача. Подвеска на всех колесах — независимые пружины с мотоциклетными амортизаторами М-72. Тормоза также его, но модифицированные с гидравлическим приводом. Колеса с размерами 5.00-10 были позаимствованы у электрической коляски SMZ.

Советский микролитровый автомобиль

Оригинальный дизайн NAMI-A50 был обусловлен желанием конструктора обеспечить максимальное пространство в кабине при небольших габаритах автомобиля. На передних сиденьях располагаются водитель и пассажир, а задние сиденья представляют собой полноценные трехместные диваны. Каюта была довольно просторной благодаря высоким потолкам, но я был разочарован удобством входа и выхода из каюты. Для задних сидений имелась только одна открывающаяся дверь с правой стороны, но для доступа к передним сиденьям передняя стенка салона должна была откидываться, как на немецкой Isetta. Кроме того, стена вместе с частью крыши была наклонена назад, что было явно неудобно в плохую погоду. Испытания также показали, что соединение между петлями (дверями) и кузовом было недостаточно герметичным.

imz-nam-50.

Тем не менее, разработка шла полным ходом, и в 1956 году был собран еще один образец с упрощенным кузовом открытого типа. Было решено, что практичная версия NAMI-A50 будет полезна в сельской местности и, возможно, в армии. Открытая Белка получила складное ветровое стекло и тентованную крышу. На передней облицовке была установлена запасная шина, а на капоте и в средней части бортов — полезные поручни.

Туманные перспективы

НАМ-А50

Вслед за первым прототипом они построили еще два и отправили автомобили на испытания. Они выявили ряд важных недостатков машины. Мотоциклетный двигатель был явно слабоват для машин весом от 575 до 640 кг (мотоцикл ИМЗ-М-72 весил 320 кг). Кроме того, двигатель часто функционировал в неблагоприятных тепловых зонах, что не добавляло надежности. Проблемы наблюдались и в трансмиссии из-за неоптимальной работы полуосевых карданных шарниров с такими маленькими колесами. Однако эти проблемы были решены. Например, замена двигателя на более мощный (этот вариант был решен) и установка ШРУСов вместо карданов. Так почему он не вышел?

На практике мощность Ирибитского моторного завода была ограничена 20 000 мотоциклов в год. И даже если бы они полностью изменили производство, ИМЗ вряд ли смог бы производить такое же количество белка. Требовалась серьезная модернизация производства, но ее, как обычно, не нашли. Более того, с такими неприятными посадками NAM-A50 вряд ли подойдет на роль мушкетера для широкой публики.

Самая странная малолитражка из СССР НАМИ 050 Белка

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *