Четверг , 28 марта 2024

Oldsmobile Toronado 1966-1970: автомобиль опередивший свое время

Oldsmobile Toronado — это попытка GM создать персональное роскошное купе с великолепным дизайном, мощными двигателями и передовым техническим оснащением. Самое удивительное, что Oldsmobile имел успех. Однако автомобиль не пользовался успехом и практически не продавался.

Инновационный силовой блок

Послевоенный расцвет автомобильного рынка позволил американским автопроизводителям получать очень большие прибыли. Деньги в отрасли были, но в то же время потребители становились все более разборчивыми. В середине 1950-х годов мало кого удивляли мощные V8 и кондиционеры, но к тому времени почти все компании уже предлагали эти опции. В результате многие компании проводили исследования с целью найти новые технологические решения в области автомобильного транспорта, в том числе и весьма причудливые.

Аналогичная работа была проведена в GM. В 1954 году конструкторы инженерного отдела GM начали разработку так называемого комбинированного силового модуля (унифицированной силовой установки) для переднеприводных автомобилей. Он включал продольно расположенный двигатель V8 и автоматическую коробку передач с дифференциалом. Процесс создания UPP был длительным, и только через четыре года его удалось ввести в действие. В то же время разработка была перенесена в Oldsmobile, где всерьез занялись созданием будущего F-85 Compact.

Инженеры Olds быстро поняли преимущества UPP. Модуль занимает очень мало места и в то же время относительно легко устанавливается на широкий спектр транспортных средств. Тем не менее, УПП F-85 не помещалась под капот V8, двигатель был заменен на V6, а модуль перенастроен. В 1960 году, когда первый ходовой прототип уже накатал пробный километр, проект неожиданно был заброшен. Маркетинг посчитал, что нецелесообразно подвергать относительно недорогой Oldsmobile F-85 такой инновационной разработке. Гораздо выгоднее было бы использовать переднеприводную компоновку на более мощном, крупном и, следовательно, более дорогом автомобиле.

Oldsmobile Toronado

Oldsmobile Toronado.

Фактически, работу пришлось начинать с нуля. В рамках новой UPP предлагался двигатель V8 объемом 425 куб. см (7 л) и мощностью 385 л.с. Для него была разработана трехступенчатая автоматическая коробка передач THM425. В нем конструкторы реализовали смелую идею — гидротрансформатор и планетарный редуктор, соединенные стальной многозвенной цепью. Конструкция получилась компактной и, как показала практика, чрезвычайно надежной.

Комбинированный модуль идеально подходил для платформы GM E-body, и только передняя подвеска должна была быть торсионной (впервые для автомобилей GM). Для пружин не хватало места. За тем местом, где у E-body традиционно располагался мост, их заменили стальные балки с однолистовыми рессорами и двойными амортизаторами (вертикальными и горизонтальными). Последний действовал как реактивная тяга. Переднеприводная компоновка позволила сделать пол автомобиля абсолютно плоским, что положительно сказалось на внутреннем пространстве салона. Более того, у машины не было рамы! Конструкторы создали кузов в виде монокока с мощным передним подрамником, на котором располагались силовой модуль и подвеска. Благодаря этому решению можно значительно понизить центр тяжести и улучшить управляемость.

Переднеприводный автомобиль с продольно расположенным двигателем

Все это время автомобиль не имел собственного имени. Согласно внутренним документам, машина проходила как проект XP-784. Они работали над своим именем, но этот процесс был болезненным. Менеджер проекта перебрал множество вариантов, от нейтрального Horrid до ультрасовременного Magnum. Неожиданностью стал случай с коллегой из Chevrolet, который разрешил назвать один из своих концептов именем Toronado. С испанского Toro переводится как бык, а tornado — это вихрь, смерч, сильный ветер. Это название для спортивного автомобиля только что придумали.

Необычный дизайн

Дизайн американских автомобилей

Oldsmobile Toronado был необычным во многих отношениях, и дизайн этого автомобиля не является исключением. В 1961 году заместитель главного дизайнера Дэвид Норт в рамках одного из творческих конкурсов набросал эскиз спортивной двухдверки. И в натуральную величину.

Внешний вид автомобиля был стремительным. Вытянутый капот, низкая крыша, почти прямая без изломов. Тогда дизайн был признан слишком инновационным для бренда Oldsmobile. Норт был воодушевлен, и эскиз был передан Бьюику его коллегой. Там они просто набросились на второе поколение Riviera. Однако во время работы над XP-784 Норт снова вспомнил об эскизах и разработал их.

Oldsmobile Toronado

Выпуск Riviera и Toronado оказался немного похожим. Однако последний имел свои уникальные особенности: сверленые слепые фары на кузове, рельефные колесные арки и оригинальную форму кормы без пухлых крыльев. В результате Oldsmobile Toronado больше напоминал европейский спортивный автомобиль, чем американский.

Oldsmobile Toronado — почти провал

Oldsmobile Toronado.

В 1966 году был выпущен Oldsmobile Toronado. Его дебют можно сравнить с ударом «Грома». И все же: впервые в послевоенной истории на американском рынке появилась переднеприводная машина. В том году Toronado не сходил со страниц автомобильной прессы. Журналисты хвалили автомобиль за отличную управляемость, приемлемый двигатель и хороший дизайн.

Среднестатистические американцы слушали, читали и удивлялись… Но они не купили «Солонадо». Нет. Нет. В первые годы продажи были хорошими. В 1966 году было продано 41 000 автомобилей. Только в следующем году Toronado покупал у водителей только самое передовое. Все они рухнули, когда она уже приобрела необычную новизну продаж. Обычные покупатели не хотели приобретать Toronado. Их пугал единственный в своем роде дизайн, переднеприводная компоновка и экзотический силовой модуль вверху. Другими словами, все преимущества автомобиля превратились в его недостатки.

Oldsmobile Toronado 1967

Компания Oldsmobile пыталась удовлетворить спрос, обновляя технические характеристики и дизайн. Инженеры даже смягчили подвеску. Это было связано с тем, что многие потенциальные покупатели жаловались на слишком сложное движение Toronado. Но это не помогло. Рынок отверг автомобиль, и 1970 год стал окончательной судьбой первого поколения Oldsmobile Toronado.

Личный автомобиль класса люкс

Тем не менее, влияние, которое Toronado оказал на рынок, не осталось незамеченным. Все больше и больше американцев стали присматриваться к переднеприводным автомобилям. Масла в огонь подлил владелец автомобиля первого поколения. Он заявил, что Toronado был лучшим американским автомобилем, и он превратит его в такой же, только более новый. В результате компания Oldsmobile решила дать автомобилю еще один шанс и в 1971 году выпустила второе поколение Toronado.

OLDSMOBILE TORONADO – Инновации на Грани Фола | ИСТОРИЯ Олдсмобиль ТОРОНАДО (1966 – 1970)

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *