Автомобилизация в Китае началась в середине 1950-х годов, когда в стране начал работать Первый автомобильный завод (FAW). Он был создан при активной поддержке Советского Союза — мы помогали документацией, оборудованием и специалистами. Вначале основным направлением было производство грузовых автомобилей, но с начала 1980-х годов стало быстро развиваться производство легковых автомобилей. Двадцать лет спустя, когда отечественная автомобильная промышленность действительно окрепла, КПК решила, что пришло время начать экспорт китайских автомобилей за рубеж. Наша страна тоже получила его.
Китайские автомобили в России
Первые испытания на прочность были проведены на развивающихся рынках Африки, Ближнего Востока и Азии. В эти страны поставлялись копии японских или европейских автомобилей, которые устарели на одно или два поколения раньше. В то же время китайцы были менее озабочены качеством своей продукции и развитием дилерской сети. Фактически, автомобили продавались по очень низким ценам — в два раза дешевле оригиналов — без каких-либо дополнительных гарантий. Неудивительно, что и российские торговцы заинтересованы в таких выгодных товарах.
Первый официальный дилер китайских автомобилей в России появился в 2004 году. Beijing Jeep Company наладила импорт пикапа Tianye Admiral (копия Toyota HiLux начала 1990-х годов). Admiral представлял собой рамный внедорожник с подключаемым полным приводом, бензиновым двигателем, дешевым пластиковым интерьером и посредственным качеством сборки. Гарантия на автомобиль была продлена только на один год или 30 000 км. Однако стоимость автомобиля не превысила 480 000 рублей. Например, за совершенно новый Hilux того же года они требовали 950 000.
Этот пример оказался заразительным, и вскоре московская компания «Ирито» организовала импорт внедорожника Great Wall в моделях Deer и Safe (SUV G5). Последний имеет полноценный пятидверный кузов, создавая впечатление настоящего внедорожника премиум-класса. Он выделялся высокой посадкой в стиле японского внедорожника 90-х годов, богатой хромированной отделкой экстерьера и спокойным, монументальным дизайном. В общем, так оно и было. Прототипом Safe послужила Toyota 4Runner второго поколения. Именно поэтому он имел подключаемый полный привод, торсионную переднюю подвеску и бензиновый двигатель. Роскошный Safe был дороже, чем Admiral, и стоил около 600 000 рублей.
Эти внедорожники были намного дешевле своих знаменитых собратьев, но не представляли особого интереса для массового потребителя. Цены на автомобили были высокими, и мало кто решался купить «темную лошадку» за такие деньги. Ситуация радикально изменилась, когда в конце 2005 года на рынке появился памятный Chery Amulet.
Импорт Chery был организован сразу несколькими крупными дилерами, включая «Автомир» и «Инком-Авто». Всего за 280 000 рублей автомобиль оснащен двигателем 1.6, гидроусилителем руля, кондиционером, CD-плеером, ABS и полным «электропакетом». Такое невероятное сочетание потребительских качеств за эти деньги! Не говоря уже об обычных иномарках, даже отечественная Lada была дорогой. Кажется, еще немного, и китайцы полностью завоюют внутренний рынок. Всего за первый год было продано 12 000 амулетов.
Отрезвление
Вслед за растущим рынком в страну начали ввозить различных «китайцев». Geely, Hafei, Foton и Lifan — вот неполный список брендов, представленных в нашей стране в то время. Во многих случаях эти автомобили не соответствовали даже минимальным стандартам качества. Ржавеющие за один сезон корпуса, текущие сальники, разрушение подшипников, постоянные перебои с электрикой — вечная проблема для любителей китайской техники.
Более того, все китайские автомобили в России имели серьезные недостатки в пассивной безопасности. В 2007 году в настоящем краш-тесте, проведенном журналом, Cheri Amulet набрал всего 1,7 балла из 16! Тем не менее, продажи прошли успешно. В 2007 году компания Chery утроила свой рост, продав 37130 автомобилей. Результаты других компаний более скромные: Great Wall — 6238, Geely -3721, BYD -2566 автомобилей. Всего в том году из Поднебесной было продано 57 000 автомобилей (2,4% рынка).
В связи с кризисом 2008 года и новыми тарифами наблюдался заметный энтузиазм импортеров. Через два года на рынке из 18 российских компаний остались только самые серьезные: Chery, Lifan, Fall Wall и Geely.Так закончилась первая волна китайской автомобильной экспансии в Россию.
В середине 2000-х годов среди российских водителей была устойчивая мантра, что через 5-10 лет китайские автомобили полностью завоюют мир. Как мы увидим, этого не произошло. Хотя стоит признать, что «Небесный автомобиль» в Поднебесной сделал серьезный шаг вперед. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развивались события.