Великая Отечественная война показала, что успех военных миссий во многом зависит от мобильности войск. Прежде всего, им требовались специальные транспортные средства, способные безопасно передвигаться по снегу и болотам. Поэтому после окончания войны началась разработка нового поколения внедорожников под названием С-21.
Проект С-21
В рамках программы ленд-лиза во время войны в СССР поставлялись снегоходы канадской компании Bombardier моделей B-2 и B-3. Во время тестирования они показали высокую эффективность. В результате СССР решил разработать аналогичный снегоход.
Разработка автомобиля была начата в 1948 году группой конструкторов Горьковского индустриального института. Компоновка вездехода универсального назначения была аналогична артиллерийским тягачам того времени. Машина имела гусеничную тележку, кабину автомобильного типа в передней части и грузовую платформу в задней части. Однако, в отличие от артиллерийского тягача, новое транспортное средство имело одно существенное преимущество — плавучесть.
Конструкция вездехода
Плавучесть обеспечивалась закрытым металлическим корпусом. Имелся шестицилиндровый бензиновый двигатель GAS-51 мощностью 79 л.с. Двигатель был взят от ГАЗ-51, использовалась механическая коробка передач, задний мост и карданный вал. Шасси было полностью оригинальным и использовало пятиточечные катки с задней звездочкой и торсионную подвеску. Цилиндры представляли собой колеса «Москвич-400» с губками вместо камер и ручек ГАЗ-20.
Широкие резиновые и металлические гусеницы обеспечивали низкое давление на грунт — 0,13 кг/см2. Он мог передвигаться по снежным полям глубиной до одного метра, по снегу с температурой до 30 градусов и срезать деревья со стволами диаметром до 15 сантиметров.
Одним словом, способность C-21 преодолевать рельеф местности была беспрецедентной для того времени. Это не просто снегоход. Появился новый класс транспортных средств — снегоходы.
В ходе испытаний в машине был выявлен ряд производственных и конструктивных недостатков, в результате чего С-21 был отправлен на модернизацию. Затем был создан багги C-22 Snow and Swamp. Однако, хотя проекты С-21 и С-22 были в основном успешными, они не пошли в серийное производство из-за очень ограниченных производственных возможностей института. В результате автомобили были отправлены на ГАЗ, где они стали основой для разработки следующего поколения внедорожников.