Вторник , 28 мая 2024

ЗИС-153: экспериментальный советский полугусеничный грузовик

Еще до начала войны завод ЗИС пытался создать полуколесный внедорожник. Однако по разным причинам это не удалось сделать. Между тем, перспективная идея не была полностью заброшена и возродилась сразу после окончания войны. Так родилась конструкция ЗИС-153.

Концепция

Следует отметить, что работа над автомобилем началась по личной инициативе главного конструктора автозавода Б.М. Фиттермана. По одной из версий, Борис Михайлович на самом деле хотел доказать, что Советы могут производить полуприцепы не хуже немцев и американцев. В любом случае, работа над проектом началась в 1946 году, а первый прототип был построен два года спустя.

ЗИС-153 представлял собой грузовой полуприцеп с кабиной американского грузовика Stude Baker US6 и гусеничным шасси немецкого тягача Sd Kfz 11, остальные детали и узлы были местного производства. Бензиновый двигатель ЗИС-121 следующего ЗИС-151 был идентичен пятиступенчатой коробке передач. Кроме того, передняя ось изначально не была управляемой. Таким образом, концептуально ZIS-153 повторял свой немецкий аналог.

С другой стороны, первые испытания показали ошибочность такого подхода. Хотя общая пропускная способность ЗИС-153 была довольно высокой, она была недостаточной по сравнению с ЗИС-151. Позже был установлен передний ведущий мост, что значительно повысило проходимость. Кроме того, немецкое гусеничное шасси, чувствительное к сложным условиям бездорожья, было ненадежным. В результате компания Fittermann решила построить новый прототип уже на собственном гусеничном шасси.

ЗИС-153, вторая попытка

Советский грузовик с полуприцепом ЗИС-153.

В 1951 году специалисты завершили изготовление второго прототипа. Он значительно отличался от своего предшественника, в основном за счет новой, более просторной кабины, чем у ЗИС-151, и оригинального гусеничного двигателя. Последний представлял собой классическую конструкцию типа «танк» с обрезиненными двухрядными цилиндрами. Кроме того, второе поколение ZIS-153 получило новую, усиленную раму позвоночника.

Полуприцеп-тягач из СССР

В целом, второй грузовик оказался очень успешным. Однако испытания показали, что эра полугусеничных автомобилей закончилась. Во-первых, ходовые качества «153» не сильно отличались от аналогичных бронемашин. Во-вторых, из-за ограниченного срока службы стоимость производства и эксплуатации полуприцепов была намного выше, чем стоимость колесных транспортных средств.

Наконец, в 1953 году проект по разработке грузового полуприцепа на заводе ЗИС подошел к концу.

77 ЛЕТ!?!! ГУСЕНИЧНЫЙ ГРУЗОВИК / ЗИС-42 / Иван Зенкевич

Смотрите также

ПКЦ-1, ШН-67 и ГАЗ-47АМА: нетрадиционные вездеходы ЗИЛ

В середине 1960-х годов СКБ ЗИЛ завершило испытания экспериментального вездехода ЗИЛ-Э167. Несмотря на невероятную проходимость, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *