Четверг , 25 апреля 2024

ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода

Этот уникальный грузовик-амфибия побил множество мировых рекордов и решал самые сложные транспортные задачи, но так и не был запущен в производство. ЗИЛ-135П, получивший поэтическое название «Дельфин», был разработан инженерами СКБ ЗИЛ в начале 1960-х годов.

Конструкция ЗИЛ-135П

Советские военные задумались о приобретении универсальной амфибийно-транспортной машины сразу после окончания войны. Они создали такие автомобили, как легкий ГАЗ-46 и более крупный ЗИС-485. Однако им требовался автомобиль-амфибия, который мог бы перевозить больший вес и быть более устойчивым на воде. Они решили обратиться к легендарному В.А. Грачеву на его московский автозавод.

Компания начала работу в 1961 году на базе длинного четырехколесного шасси ЗИЛ-135К. Кроме того, гусеницу пришлось увеличить на 200 мм до 2,5 метров, чтобы вместить огромный корпус будущей машины-амфибии. Кроме того, специалисты внесли значительные изменения в компоновку ЗИЛ-135К, переместив оба двигателя в заднюю часть платформы. В результате мощность винта бралась непосредственно с ноги коленчатого вала каждого двигателя. Привод колес повторял компоновку классических 135-х.

Стеклопластиковый корпус амфибии разработан для обеспечения высокой мореходности. Поэтому еще на ранней стадии проектирования модель корпуса прошла гидродинамические испытания в ЦНИИ Крылова. Это сделало ЗИЛ-135П самой быстрой колесной машиной-амфибией в мире, достигнув рейтинга летной годности в четыре степени, что является беспрецедентным в своем классе.

Советский дельфин-амфибия.

В передней части ЗИЛ-135П находилась трехместная кабина с панорамным обзором. Сразу за ним находился отсек для 22 солдат или 5 тонн груза. В кормовой части находилось машинное отделение с двумя двигателями ЗИЛ-375ИА мощностью 180 л.с. каждый. ЗИЛ-135П не имел ни рамы, ни подвески. Прочная рама служила для поддержки груза, а очень гибкие шины диаметром 20 дюймов обеспечивали плавный ход.

Испытания и закрытие проекта

ЗИЛ-135П

После пробного заплыва по Москве-реке амфибия была отправлена на морские испытания в Калининградскую область. В октябре 1965 года ЗИЛ-135П впервые вышел в море. Интересно отметить, что испытаниями машины военные моряки очень пренебрегали. Однако ЗИЛ-135П был показан только с лучшей стороны. Автомобиль-амфибия смог двигаться при волнении моря в пять баллов, что удивило скептиков. В итоге дельфины смогли выйти на берег на расстоянии до 15 см от береговой линии.

Дельфины ЗИЛа проходят испытания

Осенние испытания наглядно продемонстрировали способности амфибий, и работа над проектом была продолжена. Однако, к сожалению, ненадолго. В 1969 году проект был заброшен. Официальной причиной была нехватка производственных мощностей, неофициальной — высокая стоимость конечной машины. Однако опыт, полученный при сборке грузовика ЗИЛ-135П, пригодился при создании серии амфибий ПЭУ-1.

Zil 131 diesel TAM

Смотрите также

ЗИС-АТ-8 (АТ-14): многомоторный гусеничный тягач

В 1930-х годах советская автомобильная промышленность не производила мощных многоцилиндровых двигателей. Однако у них была …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *