Opel Blitz: трофейный автомобиль на службе СССР
Во время Второй мировой войны использование трофейных автомобилей было обычным делом. Из-за полного отсутствия транспортных средств, особенно грузовиков, они активно использовались для получения преимущества над своими бывшими врагами. Самый распространенный грузовик вермахта, Opel Blitz, был оценен солдатами Красной Армии как надежный и удобный грузовик. Он внес значительный вклад в послевоенное восстановление Советского Союза.
Организация трофейного автопарка
Использование трофейных автомобилей частями Красной Армии началось в первые дни войны. По самым скромным оценкам, за первые шесть месяцев немцы потеряли 35 000 грузовиков и 25 000 легковых автомобилей. В результате зимнего контрнаступления на Москву Красная Армия захватила 15 000 автомобилей. Захваченные транспортные средства обычно включались в состав захваченных подразделений. Они формировали внештатные автомобильные батальоны, а количество машин регулировалось только наличием.
Во многих случаях машины поступали в Красную Армию сильно поврежденными и нуждающимися в ремонте. В таких случаях автомобили, которые не могли быть отремонтированы в полевых условиях, отправлялись в тыл, на ремонтные базы RCE и в автомобильную промышленность. Например, за время работы автотранспортного отдела Моспис было отремонтировано 14 000 автомобилей. Трофеи, не пригодные для реставрации, были разобраны на запчасти и отправлены на склады бронетехники, а остальные были разрезаны на металл.
Во время успешной кампании Красной Армии на Волге в 1942-1943 годах было захвачено 85 000 автомобилей. И 70% из них были реабилитированы. Однако до конца лета 1943 года эвакуация машин с капотами на автозаводы не проводилась. Автомобильные компании ремонтировали и обслуживали отечественные автомобили и автомобили по ленд-лизу. Ремонт вражеской техники осуществлялся на военных базах и в мастерских. После ремонта они были направлены в моторизованные части.
Точное количество захваченных автомобилей, использованных Красной Армией, неизвестно. К концу войны их доля в армии оценивалась в 9,1% (около 60,5 тыс. машин).
Opel Blitz в СССР
Следует отметить, что номенклатура машин вермахта была очень разной. Помимо автомобилей собственного производства, немцы имели и другие машины из Великобритании, Франции, Чехословакии, Италии и различных европейских стран. В немецких автомобилях не было единообразия. До войны у вермахта было около 30 моделей военных автомобилей и различные гражданские модели. Все это затрудняло поиск запасных частей и ремонт. В этом контексте бедный парк советских грузовиков, который фактически состоял из двух моделей, ГАЗ-АА/ММ и ЗИС-5, казался благословением.
Самым распространенным немецким грузовиком был 3-тонный Opel Blitz 3.6-36S. Что касается общего дизайна, то этот автомобиль не стал сюрпризом для наших инженеров. Это был стандартный двухосный грузовик с задним или полным приводом и двумя задними колесами. За двухместной металлической кабиной располагалась платформа с плоской платформой, способная перевозить до трех тонн груза. Opel Blitz оснащался шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем с карбюратором Solex и стартером. В отличие от отечественных грузовиков, холодный запуск Opel был возможен без нажатия на педаль акселератора. Кроме того, электрические компоненты грузовика работали от напряжения 12 В, по сравнению с 6 В в наших автомобилях. Подвеска была классической, с листовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами, и была очень надежной в плохую погоду. В отличие от советских автомобилей, тормоза были гидравлическими, а не механическими.
Opel Blitz считался очень удобным и надежным автомобилем. Водителям понравился просторный, закрытый салон и плавный ход. Кроме того, грузовик относительно спокойно расходовал бензин и низкокачественное масло. При своевременном и правильном обслуживании Opel Blitz имели долгий срок службы, иногда до конца войны, когда они в большом количестве поступали в гражданский автопарк.
В народном хозяйстве
По мере того, как армия стала пополняться все новыми и новыми грузовиками, трофейные машины постепенно списывались на благо народного хозяйства. Первая партия грузовиков двинулась в обратном направлении в 1944 году, но основной поток пришелся на два года после войны. Грузовики Opel Blitz устанавливались в различных регионах СССР. Немецкие грузовики в основном находились в западных регионах СССР, т.е. в Прибалтике, Беларуси и Украине. Немногие из них были найдены в центральном регионе РСФСР и очень немногие были проданы за Урал и Дальний Восток.
Устаревшие грузовики Opel Blitz часто были непригодны для серьезной работы и давно исчерпали свой ресурс. Они были восстановлены с использованием советских и немецких деталей и узлов, различных марок. До конца 1940-х годов оригинальные Opel Blitz было трудно найти. Наконец, в середине 1950-х годов трехтонный капотный грузовик исчез из автомобильной промышленности, его заменили значительно превосходящие к тому времени отечественные ГАЗ-51 и ЗИС-150.