ЗИЛ-645: малоизвестный дизельный двигатель автозавода ЗИЛ

Дизельные двигатели — одно из самых слабых звеньев отечественной автомобильной промышленности. Даже флагман отрасли — автомобильная компания ЗИЛ — не предпринимала серьезных разработок в этой области до начала 1970-х годов. Однако новые финансовые потребности и переход на повсеместную дизелизацию грузовых автомобилей привели к созданию компании Зил ЗИЛ-645, собственный дизельный двигатель, но его судьба не была столь удачной.

ЗИЛ-169

Завод начал разработку дизельных двигателей в 1971 году по собственной инициативе. Новый двигатель должен был стоять под капотом перспективного грузовика (семейство ЗИЛ-4331), который должен был заменить быстро устаревающий ЗИЛ-130. С самого начала обширная интеграция основных компонентов будущих инноваций (сцепление, коробка передач и т.д.) была флагманом нынешнего завода. Это было обусловлено экономической целесообразностью, учитывая огромный объем производства ЗИЛ-130. Однако от своего бензинового предшественника он позаимствовал только V-образное расположение цилиндров и почти идентичные общие размеры.

Первый прототип ЗИЛ-645 был завершен в 1974 году. Он имел объем 7,6 литра, мощность 160 л.с. и крутящий момент 451 нм. Первоначальные испытания показали, что привлекательные характеристики двигателя были недостаточны для работы в составе автопоезда общей массой 20,5 тонн. В результате в 1976 году мощность ЗИЛ-645 была увеличена до 8,74 литра, 185 л.с. и 510 нм куб. крутящего момента. Первоначально двигатель производился в экспериментальном институте ЗИЛ.

Дизельный двигатель ЗИЛ-645 и трактор ЗИЛ-169

В это же время началось строительство завода по производству двигателей в городе Ярцево Смоленской области. Завод по производству двигателей в Ярцево должен производить до 250 000 дизельных двигателей ЗИЛ-645 в год. Производство должно было начаться в 1986 году, а до этого времени небольшая серия двигателей будет производиться на заводе УАМЗ (Уральский автомоторный завод).

С 1981 года ЗИЛ собрал в общей сложности 75 дизельных двигателей. К 1981 году ЗИЛ выпустил всего 75 дизельных двигателей, но только 31 прототип был построен. Процесс затянулся из-за кабин, так как до этого момента прессовка и склеивание с кузовом еще не были готовы для новых кабин. Поэтому перед администрацией завода встал вопрос: ставить ли дизельный двигатель перед кабиной или дождаться ЗИЛ-169. На первый взгляд, идея была неплохой. Пока строилась вышеупомянутая установка, будет организовано производство переходных дизельных двигателей ЗИЛ-131 и 131. Однако у этой идеи было много противников, поскольку это потребовало бы дополнительных финансовых затрат на перенос производственных мощностей и модернизацию существующего оборудования. Разногласия были отрепетированы, а время ушло.

Дизельный двигатель ЗИЛ-654

ЗИЛ-645

Процесс разработки дизельного двигателя был осложнен тем, что у ЗИЛа было мало опыта в производстве таких двигателей. В результате производитель объекта был привлечен к консультациям с коллегами Нами, Ямсом и другими. Кроме того, инженеры ЗИЛа изучили местные и зарубежные конструкции двигателей. Таким образом, процесс формирования смеси в ЗИЛ-645 осуществлялся с использованием типа объемного распыления (процесс D). Та же процедура была применена к двигателям семейства Deutz FL-413, используемым в грузовиках Magilast.

Форсунки приводились в движение двумя соплами, примерно параллельными стенкам камеры сгорания. В конце пути сжатия в камере сгорания создавалось сильное вращательное движение воздушного груза, и часть топлива выстреливалась на стенки камеры сгорания, образуя пленку. В этих условиях горение было плавным и очень эффективным. В результате был создан тихий двигатель с низким уровнем токсичных выбросов. Кроме того, благодаря контролируемому сгоранию и довольно высокой степени сжатия (18,5), ЗИЛ-645 был многозарядным. Он может работать на чистом бензине АИ-80, воздушном парафине, бензине и дизельном топливе, а также на смеси дизельного топлива.

Москва.

Блок и головка блока цилиндров ЗИЛ-645 были изготовлены из чугуна, а поршни — из алюминия. Жидкость в чугунном цилиндре. Коленчатый вал стальной, 5х опорный. Движение распределительного вала является простым, надежным и зубчатым. Два клапана на цилиндр — стальные. Двигатель был изготовлен в Чехии компанией Motorpal и располагался в блоке двигателя. Впоследствии импортные насосы распыления топлива были заменены отечественными.

В 1984 году ЗИЛ подписал 18-месячный контракт с компанией Klockner-Humboldt-Deutz (KHD) на 30 миллионов рублей. В рамках этого контракта немецкая компания провела испытания и модификацию двигателей Zil. В рамках этого контракта немецкая компания провела испытания и доработала двигатель. Через год на УАМЗ был выпущен ЗИЛ-645. Через год компания провела испытания и завершила разработку двигателя.

Время упущено

ЗИЛ-4331

Учитывая, что активная разработка дизельного двигателя ЗИЛ-645 началась в 1972 году, для начала мелкосерийного производства потребовалось 12 лет. По сравнению с темпами роста зарубежной автомобильной промышленности, это был очень долгий срок.

Тем временем ЗИЛ-169, переименованный в ЗИЛ-4331 в соответствии с новым промышленным стандартом, также постепенно готовился к серийному производству. 7 ноября 1985 года завод собрал первую опытную партию из 50 грузовиков. Однако качество автомобилей было настолько низким, что на их доработку ушло несколько месяцев. Ситуация с ЗИЛ-645 была не очень хорошей. УАМЗ явно не справился со сборкой двигателя: каждая вторая головка блока цилиндров была бракованной, сварочный маслобак имел течи, а алюминиевые поршни оказались некачественными. В 1986 году завод выпустил около 145 дизельных двигателей ЗИЛ-4331. Из них 70% имели дефекты двигателя.

К 1991 году московский автозавод собрал 4 420 грузовиков ЗИЛ-4331. В 1992 году запуск Ярцевского моторостроительного завода был отложен на шесть лет. ЗИЛ потратил 777 миллионов рублей на строительство и оборудовал еще 620 миллионов рублей. И все это в то время, когда советские государства погружались в глубокую депрессию.

ЗИЛ-4331

С приходом рыночной экономики ненадежный дизельный ЗИЛ-4331 оказался мало востребованным. В то время спрос на центральные грузовики полностью отсутствовал. В результате ЗИЛ оказался в невыгодном положении, потратив столько денег на новые грузовики.

В любом случае, производство двигателей продолжалось. К 1992 году компания YZD выпустила 10 000 двигателей. Однако затем производство постоянно снижалось. Однако, справедливости ради, следует отметить, что Зиловс неоднократно модернизировал свои двигатели, повышая их надежность и эффективность. Однако производство ЗИЛ-645 практически прекратилось в начале 2000-х годов.

Почему дизель ЗиЛ-645 так и не стал массовым двигателем?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»