БелАЗ-540: первенец Белорусского автозавода
История завода тяжелых грузовиков, известного сегодня как Белаз, началась в 1958 году. В то время первая советская продукция весом 25 тонн была перевезена из Минского вагона в Жодино. Три года спустя специалисты Жодинского завода создали новый 27-тонный грузовик, названный Белаз-540.
БелАЗ-540
Что касается фактов того времени, то Маз-525 считался удачным грузовиком, но, как и все первые машины, он не имел своих недостатков. Самыми важными из них были очень жесткая подвеска без амортизаторов и неудачный салон с длинным капотом и плохой обзорностью. Недостатки были существенными, и их нельзя было просто модернизировать — требовалась новая машина. Его разработка началась в 1960 году, и уже через год был готов первый прототип — Белаз-540.
Схема новых мусоровозов была существенно пересмотрена. Кабина располагалась не за двигателем, а сбоку от него. Это решение позволило уменьшить колесную базу и общую длину грузовика, снизить расход металла, увеличить размер грузовой платформы и улучшить обзорность шахты и вес. Так, традиционные грузовики Вераз имеют широкий общий капот, небольшую одноместную кабину и треугольный кузов.
Пневматическая подвеска была применена на Белаз-540 впервые отечественным производителем автомобилей. На передней и задней осях имелось по два пневматических цилиндра, где в качестве резинового элемента использовался сжатый азот. Еще одной новинкой стала трехступенчатая коробка передач и единая гидравлическая система, включающая гидравлическое рулевое управление и гидравлический кузов. В качестве двигателя использовался тот же модифицированный танковый дизель D-2A объемом 38,8 литра и мощностью 375 л.с. Это обеспечило Белаз-540 максимальную скорость 55 км/ч и расход топлива не более 125 литров на 100 км.
С точки зрения общей производительности Белаз-540 значительно превосходил Маз-525. Он обладает более эффективным торможением, лучшей гибкостью, комфортом и экономичностью. Помимо веса в 21 тонну, грузовик может перевозить 27 тонн.
30 лет в работе
Как видно, машина имела успех, и проблема массового производства была решена довольно быстро. С 1962 по 1963 год Белаз-540 проходил всесторонние испытания. В это же время он смог продемонстрировать его на выставке ВДНХ в Москве и снялся в комическом фильме «Королева пенсне».
Производство машины началось в сентябре 1965 года; Белаз-540 был востребован не только в СССР, но и за рубежом. Грузовики активно закупали Швеция, Великобритания, Германия, Иран, Египет, Куба, Сирия и многие другие страны. Крупнейшим покупателем был Китай.
В 1967 году завод освоил выпуск Белаз-540А с более экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-40 мощностью 360 л.с. Однако производственных мощностей ЯМЗ оказалось недостаточно, и до 1974 года одновременно выпускались обычные модели Белаз и «литры». На самом деле, Белаз-540 и его ближайшие потомки находятся в производстве уже 33 года! Это долгосрочные работники.