Пятница , 12 апреля 2024

Гоночные автомобили СССР: малоизвестные модели

Спортивные автомобили не были приоритетом для советского автопрома. Советские гоночные автомобили строились очень малыми сериями и даже в единичных экземплярах. Часто по инициативе рядовых инженеров и вопреки желанию партийных чиновников. Тем не менее, по крайней мере, в Советском Союзе автоспорт развивался, и конструкторы создавали специализированные гоночные автомобили. Иногда очень интересно.

Возрождение скоростного автоспорта в Советском Союзе началось в середине 1930-х годов. До этого отечественная автомобильная промышленность не могла предоставить автомобили, пригодные для конкуренции. В СССР гонок не было, но в них принимали участие серийные автомобили и автопарки, модифицированные в небольших мастерских. Первым советским спортивным автомобилем заводского изготовления считается Газовский ГЛ-1. Этот автомобиль был построен в 1938 году выдающимся советским инженером Евгением Владимировичем Агитовым.

Агитов покрыл стандартное шасси ГАЗ-М-1 оригинальным двухместным кузовом собственной конструкции. Благодаря установке модернизированных головок цилиндров мощность двигателя была увеличена до 65 л.с. С этим двигателем GL-1 под управлением гонщика А.Ф. Николаева в октябре 1938 года достиг средней скорости 147,8 км/ч на дистанции 1 км. Два года спустя Агитов построил вторую серию самолетов GL-1. На этот раз автомобиль был оснащен шестицилиндровым двигателем мощностью до 100 л.с. Двигатель ГАЗ-11, плюс аэродинамически совершенный единый кузов. В результате GL-1 был быстрее и в 1940 году смог развить скорость 161,9 км/ч. Результат, конечно, достойный, но не выдающийся на фоне импортных гоночных автомобилей.

ГАЗ-СГ-1

ГАЗ-Победа-Спорт.

Послевоенный период характеризуется производством более серьезных специализированных гоночных (рекордных) автомобилей. Так, на первом советском чемпионате по автогонкам, состоявшемся в 1950 году, помимо технических усовершенствований были разрешены модификации кузова. Одним из наиболее ярких примеров такой модификации был ГАЗ-СГ-1, он же «Победа-Спорт», построенный Алексеем Андреевичем Смолиным в 1950 году.

Pobeda-Sport выделялась опущенной крышей, гладким днищем и массивными внешними обтекателями. Они были сделаны из дюралюминия и скрывали колесные арки, придавая автомобилю очень футуристический вид. Кроме того, Смолин не пожалел времени на модернизацию системы питания, увеличив ее объем до 2,5 литров. Таким образом, мощность двигателя была увеличена до 78 л.с. Лучшим достижением ГАЗ-СГ-1 стало установление трех всесоюзных рекордов на дистанциях 50, 100 и 300 км по прямой, пройденных со средней скоростью 159,9, 161,2 и 147,2 км/ч соответственно.

ЗИЛ-112/1

ЗИС-112.

На Московском автомобильном заводе также велась разработка спортивных автомобилей. В 1952 году под руководством Василия Федоровича Родионова на заводе был построен ЗИЛ-112. Автомобиль имел очень красивый дизайн, вдохновленный американским концепт-каром Le Sabre, с овальным цилиндрическим капотом и низкой хвостовой частью. Кузов был двухместным, со съемным жестким верхом.

Под элегантной оболочкой кузова скрывалось усиленное шасси ZIS-110. 6-литровый двигатель ЗИС-110 с измененными клапанами и более высокой степенью сжатия развивал мощность 182 л.с. Подвеска также была модернизирована. В соответствии с его характеристиками были установлены другие рессоры и пружины, а на заднюю ось были установлены стабилизаторы. Как и на обычном ZIS-110, все колесные тормоза — барабанные.

Осенью 1952 года автомобиль принял участие в Линейной гонке, но ничем особенным не отличился. К сезону 1956 года автомобиль был существенно модифицирован. Дизайн передней части был изменен для улучшения охлаждения тормозов. Двигатель был форсирован до 196 л.с., а колесная база укорочена на 600 мм. Жесткая крыша была снята, а цельное ветровое стекло заменило двухкомпонентное. В этой версии ЗИС-112 стал значительно интереснее, а его максимальная скорость возросла до 210 км/ч. Тем не менее, гигантский ЗИС-112 недостаточно хорошо показал себя в качестве гоночного автомобиля, и зиловцы начали строить новый автомобиль.

МАЗ-1500

Советский гоночный автомобиль МАЗ-1500

Минчане решили не отставать от своих коллег и в 1957 году создали собственный спортивный автомобиль — МАЗ-1500. Более того, они быстро построили его с расчетом на шоссейно-кольцевые гонки, а не на гонки по прямой. В результате автомобиль получил полностью независимую подвеску, практически идеальную развесовку (48:52) и гидравлические тормоза с независимыми усилителями. Кроме того, конструкторы разместили тормозной механизм в раме, чтобы уменьшить неподрессоренную массу.

Основным поставщиком комплектующих и сборки был «Москвич-407». Они позаимствовали у него двигатель, коробку передач, рулевое управление и бортовую передачу, предварительно форсировав их до 60 л.с. Чтобы как-то компенсировать низкую мощность, шасси было облегчено. В его основе лежала трубчатая рама, обшитая стеклопластиковыми панелями. В результате снаряженная масса автомобиля не превысила 730 кг.

Согласно общему обзору, МАЗ-1500 был очень похож на Mercedes-Benz 300SLR. Тот же низкий силуэт, округлый передний удлиненный капот, фары за обтекателем и огромные воздухозаборники на передней фасции.

МАЗ-1500 хорошо управлялся и замедлялся при разгоне до максимальной скорости 165 км/ч. Тем не менее, минский спортивный автомобиль оказался менее успешным. Его главным достижением стало пятое место в чемпионате СССР по шоссейно-кольцевым гонкам в сезоне 1962 года.

Гоночные автомобили СССР

Как видно, советские гоночные автомобили имели ряд очень интересных особенностей. Однако по техническим и скоростным характеристикам они уступали иностранным автомобилям аналогичного класса. В данной статье представлены только автомобили заводской сборки. В то же время в СССР автоспорт развивался не при поддержке автопроизводителей, а с помощью талантливых энтузиастов в автоклубах и небольших мастерских. Однако это совсем другая история.

Автомобили СССР о которых вы НЕ знали! Уникальные Советские Машины ТОП 10

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *