Stutz Blackhawk: чудовищно прекрасен
В начале 20-го века малоизвестная ныне автомобильная компания Stutz была производителем одних из самых роскошных и прогрессивных автомобилей. Как и многие другие американские бренды класса люкс, Stutz не смог преодолеть последствия Великой депрессии и прекратил свое существование в 1935 году. Однако 35 лет спустя она вновь засияла на автомобильной сцене США в виде ультрароскошного купе с авангардным дизайном.
Stutz Blackhawk
Идея возрождения легендарного бренда принадлежала нью-йоркскому банкиру Джеймсу О’Доннеллу. Бизнесмен и магнат с Уолл-стрит, он был давним поклонником классических американских автомобилей. Как-то время от времени он покупал права на марку Stutz и впоследствии решил организовать на ее основе небольшое производство автомобилей класса люкс. Хотя у О’Доннелла были необходимые средства и даже хорошо продуманный бизнес-план, на самом деле он имел в виду не только автомобильный проект.
Чтобы решить эту проблему, бизнесмен обратился к талантливому дизайнеру Вирджилу Экснеру. Он долгое время работал в компании Chrysler и был одним из пионеров «аэрокосмического» стиля. В начале 1960-х годов, после разногласий с руководством, Экснер был вынужден покинуть компанию и продолжить работу в качестве независимого консультанта. Вскоре О’Доннелл нашел общий язык с опальным дизайнером и в 1968 году приступил к разработке автомобилей. К тому времени ему было присвоено имя Stutz Blackhawk («Черный ястреб»).
Как и многие другие производители небольших автомобилей, Джеймс О’Доннелл решил позаимствовать готовое шасси у серийной модели крупного автопроизводителя. После технических обсуждений с главным инженером Pontiac Джоном ДеЛореаном в качестве основы был выбран Pontiac Grand Prix 1969 года. Благодаря 7,5-литровому объему и мощному 425-сильному V8, его прочное рамное шасси было идеальным для роскошного купе, оснащенного роскошным оборудованием.
Необыкновенный дизайн и роскошное оснащение
Дебют Stutz Blackhawk состоялся в холле отеля Waldorf Astoria в Нью-Йорке в январе 1970 года. Он произвел сильное впечатление на местных жителей своим причудливым внешним видом и роскошным оборудованием. Вирджил Экснер сделал все возможное, чтобы воплотить в экстерьере множество оригинальных идей. Выхлопные трубы были выведены из передних крыльев, а хромированные молдинги придали боковинам выразительный вид. Передний фасад с независимыми световыми приборами и заостренным «клином» радиаторной решетки выглядел не так уж странно. На этом фоне опущенная хвостовая часть с запасным колесом, вырезанным в крышке багажника, не выглядела столь экстравагантной. В целом, образцовый неоклассицизм в автомобильном смысле.
Тема, провозглашенная в экстерьере, получила развитие в салоне. Приборная панель из ценного дерева украшена циферблатами и регуляторами, инкрустированными 24-каратным золотом. Поскольку каждый автомобиль строился по индивидуальному заказу, обивка сидений была выполнена из натуральной кожи различных цветов. Стандартное оборудование Stutz Blackhawk включало кондиционер, датчики света с автоматическими фарами, центральный замок и винный шкаф. В качестве дополнительных опций предлагались регулируемые амортизаторы, высококачественная аудиосистема, люк с электроприводом и дифференциал ограниченного скольжения.
Огромная стоимость
Первый продукт Stutz Blackhawk приобрел Элвис Пресли за 22500 долларов. Для сравнения, Chevrolet Corvette в то время стоил 5500 долларов, Cadillac DeVille — 7000, а Ferrari Daytona — 15000! Тем не менее, Джеймс О’Доннелл не испытывал недостатка в клиентах. Автомобили были приобретены различными знаменитостями, бизнесменами, политиками, арабскими шейхами и другими нуждающимися людьми.
Позже появился бренд Stutz, версия с кабриолетом (Bearcat), четырехдверный седан и даже несколько лимузинов Royale. Базовая модель Stutz Blackhawk выпускалась до 1987 года. В то же время цена автомобиля постоянно росла, достигнув в конце своего жизненного цикла совершенно вульгарного ценника в 85 000 долларов США! Такие высокие затраты были оправданы не только роскошным оборудованием, но и тем, что все табуреты были собраны вручную за 1,5 000 человеко-часов на фабрике Carrozzeria Body Factory (Италия).
Выпуск Stutz Blackhawk можно условно разделить на семь поколений. В первых пяти машина не менялась. В дополнение к огромному 7,5-литровому двигателю можно было заказать и другие американские двигатели big-block. С 1980 года автомобиль был поставлен на шасси Pontiac Bonneville. В результате выбор силовых агрегатов сократился до 3, а через пять лет перешли на новое шасси и одно шасси.
Несмотря на то, что во время своего активного существования марка Stutz считалась одной из самых роскошных, в настоящее время ее автомобили не используются среди коллекционеров, за исключением машин с историей. Всего было выпущено 617 автомобилей.