Пятница , 24 мая 2024

ЗИС-153: экспериментальный советский полугусеничный грузовик

Еще до начала войны завод ЗИС пытался создать полугрузовой внедорожник. Однако по разным причинам это оказалось невозможным. Между тем, перспективная идея не была полностью заброшена, и к ней вернулись вскоре после окончания войны. Так родилась программа ЗИС-153.

Концепция

Следует отметить, что работа над автомобилем была начата по личной инициативе руководителя автоконструктора Б.М. Фиттермана. По одной из версий, Борис Михайлович действительно хотел на практике доказать, что Советы могут иметь не более негативное влияние, чем немцы или американцы. В любом случае, работа над проектом началась в 1946 году, а первый прототип был построен два года спустя.

ZIS-153 был полуторговым грузовиком, с кабиной от американского грузовика Studebaker US6 и гусеничной тележкой от немецкого трактора SD KFZ. Бензиновый двигатель ZIS-121 предстоящего ZIS-151 был идентичен пятиступенчатой коробке передач. Более того, первая ось изначально не находилась наверху. Таким образом, концептуально ZIS-153 повторяет немецкий аналог.

До тех пор первые испытания показали ошибки такого метода. Способность ZIS-153 пересекать почву в целом была очень высокой, но недостаточной по сравнению с ZIS-151. Впоследствии была установлена передняя собственная мертвая ось, проходимость которой была значительно улучшена. Кроме того, немецкая гусеничная рама, которая была чувствительна к сложным условиям бездорожья, была ненадежной. В результате Фиттерман решил построить новый прототип уже с собственной рамой Crawler.

ЗИС-153, вторая попытка

Грузовой полугрузовик ЗИС-153 производства СССР

В 1951 году специалист завершил строительство второго прототипа. Он значительно отличался от своего предшественника, который в основном имел ЗИС-151 и оригинальный двигатель Caterpillar, а также новую, более просторную кабину. Последний имел классическую конструкцию типа «танк» с упругими роликами двойной серии. Кроме того, второе поколение ZIS-153 получило новую, усиленную спинную раму.

Советский полутрактор.

В целом, второй грузовик оказался очень успешным. Однако после испытаний стало ясно, что средний период автомобиля подошел к концу. Во-первых, эксплуатационные характеристики 153 были не намного лучше, чем у аналогичных транспортных средств на колесах. Во-вторых, из-за ограниченного срока службы стоимость производства и эксплуатации полуприцепных транспортных средств была намного выше, чем стоимость колесных транспортных средств.

Наконец, проект по разработке полуприцепных грузовиков на заводе ЗИС был закрыт в 1953 году.

ЗИС 153 Советский тягач который не смог

Смотрите также

ЗИС-АТ-8 (АТ-14): многомоторный гусеничный тягач

В 1930-х годах советская автомобильная промышленность не производила мощных многоцилиндровых двигателей. Однако у них была …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *