Пятница , 26 апреля 2024

ГАЗ-3102: история создания автомобиля мелкой партийной элиты

История создания ГАЗ-3102 полна череды политических интриг, экономических проблем и половинчатых решений. Перспективная «Волга» задумывалась как автомобиль на один уровень выше ГАЗ-24 и впоследствии была полностью заменена. Таким образом, потребителям предлагался технологически продвинутый, комфортабельный и первоклассный автомобиль, который ни в чем не уступал импортному аналогу. К сожалению, конечный результат оказался совсем другим. Если номенклатура средней руки получила свой представительский автомобиль, то публика осталась ни с чем. Долгое время элитные «31-е» были предметом зависти и символом классового разделения в позднесоветском обществе.

ГАЗ-3101

Еще до запуска ГАЗ-24 в серийное производство горьковские специалисты начали разработку перспективного автомобиля среднего класса. В соответствии с новыми отраслевыми стандартами проекту был присвоен индекс ГАЗ-3101, а ведущим конструктором стал А.М. Невзоров. Первоначальные планы были весьма оптимистичны: работники ГАЗа, мечтавшие о мощных «Волгах» с начала 1960-х годов, намеревались оснастить ГАЗ-3101 двумя типами двигателей. В сочетании с этими двигателями в качестве основной была установлена автоматическая четырехступенчатая коробка передач. Кроме того, планировалось внедрить бесшарнирную переднюю подвеску и пружинную заднюю подвеску, а также дисковые тормоза на передней оси.

Поскольку бюджетного финансирования на разработку принципиально нового кузова не было, специалисты пошли по пути обработки нынешнего кузова ГАЗ-24. Под руководством конструктора Н.И. Киреева кузовщики изменили переднюю и заднюю части кузова, оставив без изменений центральную часть, дверные проемы и крышу. Передний фасад с прямоугольными фарами был выполнен в стиле ГАЗ-14, а в хвостовой части располагался огромный блок задних фонарей с вертикальной секцией. По периметру автомобиль был украшен хромированными поясами, на арках были установлены бордюры, а на порогах — молдинги — все из «блестящего металла».

ГАЗ-3101

Первый и единственный опытный образец ГАЗ-3101 был построен в 1973 году. Он был оснащен восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ-53 мощностью 115 л.с. и автоматической четырехступенчатой коробкой передач. К тому времени перспективы проекта оставались довольно туманными. Руководство «Минафтпрома» не совсем понимало, зачем Горьковскому автозаводу нужна еще одна «Волга», учитывая, что серийное производство ГАЗ-24 началось всего тремя годами ранее, и модель еще не успела устареть. Более того, Волжский автомобильный завод был одним из фаворитов министерства, в нем были сосредоточены основные финансовые ресурсы отрасли.

ГАЗ-3102

ГАЗ-3102 1979

Тем не менее, газовцы не сдались и продолжили дальнейшее развитие. Для снижения стоимости проекта от перспективной V-образной «шестерки», от которой категорически отказались, мощный V8 стал привилегией специальной модификации КГБ. В качестве основы был выбран четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-24Д (ЗМЗ-402), который был тщательно модернизирован. Двигатель был оснащен совершенно новой 12-клапанной головкой блока цилиндров со специальным предварительным зажиганием (Viper). Такая конструкция SBC позволила более эффективно осуществлять процесс сжигания топлива в рабочую смену. В результате увеличилась мощность двигателя, снизилась токсичность выхлопа и значительно уменьшился расход топлива. Новый двигатель получил обозначение ЗМЗ-4022.10 и превосходил первый ЗМЗ-24Д на 10 л.с., по экономичности на 10-20%. Контролируемый расход топлива при скорости 80 км/ч составил 8,5 л на 100 км, что на два литра меньше, чем у ГАЗ-24 при тех же условиях. Более того, в разгон до 100 км/ч новая «Волга» укладывалась за 16 секунд, обойдя по этому показателю ВАЗ-2106 (самый быстрый автомобиль СССР на тот момент).

ГАЗ-3102 Волга

Отказ от двигателя V6 вызвал изменение индекса. Исходя из этого, экспериментальный автомобиль был обозначен как ГАЗ-3102. К сожалению, это были не единственные потери. Скудный бюджет не позволил ввести автоматические остановки КП и яслей. Тем не менее, это оказалась основательная модернизация. Инженеры изменили уклон шубоновских опор, расширили переднюю колею и немного занизили дорожный просвет. Вместе со скромной свободной шиной эти измерения дали необходимый эффект, и автомобиль был гораздо более стабилен на высоких скоростях, чем ГАЗ-24.

По-прежнему была внедрена система прогрессивного торможения. Четырехпоршневые дисковые тормоза, работу которых обеспечивали тандемные вакуумные усилители, располагались на передней оси. Кроме того, двухконтурная тормозная система получила регулятор тормозных усилий на задней оси. Таким образом, в плане активной безопасности 30-е годы сделали важный шаг вперед. Внимание и пассивная безопасность не лишены. В соответствии с последними мировыми тенденциями перед ГАЗ-3102 появилось 200 миллионов смятых и деформированных зон. Кроме того, топливный бак был перенесен в безопасную зону над задним мостом, а внутренняя отделка передней панели была выполнена из травмобезопасного пенополиуретана.

Великолепный внешний вид и интерьер

ГАЗ-3102 Волга

Внешний вид ГАЗ-3102 был окончательно разработан к 1979 году. Дизайнеры ушли от слегка округлых форм ГАЗ-3101 в сторону более жестких линий более строгого стиля. Прежде всего, новые детали напоминали горьковский флагман ГАЗ-14. Огромная хромированная радиаторная решетка с вертикальными прорезями и прямоугольные фары были слегка закруглены по краям, прикрывая переднюю часть. Хвостовые хвосты также прикрыты фонарем со странным поперечным сечением. Несмотря на то, что художник не смог изменить линию капота и крышку багажника, чтобы они были похожи на стол, автомобиль выглядел строго и одновременно элегантно.

Салон автомобиля Волга

Интерьеры были обновлены в соответствии с этим. Они установили совершенно новую «мягкую» переднюю панель, оформленную в стиле чайки — с тремя круглыми «колодезными» циферблатами. Отделка панели соответствовала подразумеваемой табличке о ранге и включала только виниловую наклейку «под дерево». Тем не менее, она выглядела достойно. Особенно в сочетании с тисненым листом с велюровой отделкой. Новейшие материалы значительно улучшили шумоизоляцию, доработали систему отопления и внедрили обогрев заднего стекла.

Автомобиль партийной элиты

ГАЗ-3102 1980.

В результате, несмотря на ограниченный бюджет, автомобили оказались очень ценными. Однако «Минафтпром» не спешил начинать серийное производство. Проблема заключалась в том, что с появлением ГАЗ-14 в 1977 году традиционная иерархия советских номенклатурных автомобилей начала разрушаться. Более новая, более надежная «Чайка» и по внешнему виду, и по комфорту приближалась к правительственному ЗИЛу и не могла расположить к себе чиновников среднего класса. В результате долгое время старый и новый чайки производились параллельно. Однако уже в 1981 году ГАЗ-13 полностью устарел и был снят с производства. Сразу же встал вопрос о том, куда пересадить разросшуюся к тому времени бюрократию. Здесь вспомнили о ГАЗ-3102.

Новая «Волга» понравилась властям, и серийное производство началось в апреле 1982 года. Воодушевленные, работники ГАЗа начали разворачивать серийное производство и надеялись в ближайшем будущем заменить на главном конвейере быстро стареющий ГАЗ-24. Помимо базового ГАЗ-3102, планировались универсал ГАЗ-31022 и седан ГАЗ-31021, конверсия для такси с двигателем на низкооктановом бензине А-76.

ГАЗ-3102 и ГАЗ-14

Однако вместо того, чтобы развернуть серийное производство ГАЗ-3102, сверху поступил приказ в первоочередном порядке направить все автомобили общего назначения в государственные гаражи. В результате до конца 80-х годов ГАЗ-3102 в розничной продаже реализовать не удалось. К чести заводчан, они смогли в короткие сроки подготовить упрощенный вариант «ноль второго» с устаревшим кузовом ГАЗ-24 и серийно выпускать его под видом ГАЗ-24-10.

ГАЗ-3102 и новое время

Волжские автомобили

С распадом Советского Союза все изменилось. После начала выпуска ГАЗ-3102 спрос на автомобиль был невелик, но он оказался востребованным. Стоимость «элитной» «Волги» по сравнению с другими отечественными автомобилями была по-прежнему высокой, но значительно ниже, чем у иномарок аналогичного класса. В то же время качество и надежность были не в пользу машин go-key.

Тем не менее, постоянно ведется работа по устранению недостатков. К 1992 году форкамерный резак ЗМЗ-4022.10, который они не могли вспомнить, был постепенно заменен на проверенный ЗМЗ-402. Кроме того, с 1994 года в небольших количествах автомобили стали оснащаться 16-клапанным ЗМЗ-406 с инжекторной системой питания. В том же году появилась пятиступенчатая коробка передач и новый задний мост. Два года спустя дисковая тормозная система была немного обновлена, и были использованы современные плавающие суппорты. Все эти действия дали положительный эффект, и спрос на автомобиль ГАЗ-3102 значительно вырос. Если в советское время автомобили производились в объеме 2-3 000 единиц в год, а в середине 1990-х годов — 4-6 000 единиц, то к концу десятилетия можно было бы продавать 16 000 автомобилей в год.

Еще одна значительная модернизация произошла в 2003 году. Бесшарнирная передняя подвеска, которую планировалось внедрить с самого начала, наконец, заняла свое место в новом тысячелетии. В дополнение к этому на задней оси была установлена антипробуксовочная балка. Это окончательно исчерпало потенциал шасси, которое вело свою родословную с начала 60-х годов.

Советский автомобиль

ЗМЗ-406 был базовым двигателем с конца 90-х годов, но к 2006 году жизненный цикл модели закончился, и в гамму был добавлен 2,4-литровый импортный двигатель Chrysler DCC. Новый 150-сильный двигатель значительно улучшил динамику автомобиля. В разгоне до 100 км/ч ГАЗ-3102 уступил более двух секунд, а максимальная скорость увеличилась до 180 км/ч.

Серийное производство модели было завершено в 2009 году. Вряд ли его создатели предполагали, что «Ноль второй» будет находиться в производстве так долго. Хотя номинально он был новым, на самом деле это была значительно модернизированная версия ГАЗ-24, который оставался на конвейере почти 30 лет. Всего за этот период было произведено 156 000 автомобилей.

ГАЗ-3102: история создания

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *