Вторник , 25 июня 2024

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, угроз и почты страха, а дело стремительно приближалось к новой мировой войне. Однако в том же году советские автомобили должны были продаваться в США. Невероятная история о попытках наладить официальный экспорт наших автомобилей в США.

Satra Corporation

Эпическая история экспорта советских автомобилей в США тесно связана с одним именем — Ара из Оземеля. Американский бизнесмен армянского происхождения родился в Турции в 1926 году и эмигрировал в США в возрасте 18 лет. После окончания института Оземель работал в нескольких крупных компаниях, связанных с импортом в США различных минералов. Набравшись опыта и деловых связей в начале пятидесятых годов, он создал собственную компанию и наладил поставки хромовой руды из Южной Америки, Турции и Советского Союза. В 1965 году бизнес быстро набрал обороты, и Оземель переименовал свою компанию в Satra Corporation (Советско-американская торговая ассоциация).

Между тем, Сатра занималась импортом хромовых изделий и других минералов, а также экспортом советской сельскохозяйственной техники и промышленного оборудования. К середине 1960-х годов на долю «Сатра» приходилось 80% торгового оборота между США и СССР. Оземель умело вел дела и пользовался доверием советских торговых представителей. Он стал вторым американским бизнесменом (после Арманда Хаммера), которому было разрешено иметь собственный дом в Москве.

В 1966 году компания Satra импортировала на американский рынок советские лодки типа «Волга» в подводном крыле. Из-за ошибочной маркетинговой политики они не пользовались большим спросом, но компания Satra получила первый опыт торговли потребительскими товарами из Советского Союза. Между тем, деятельность американских бизнесменов не ограничивалась материальными благами. Советские фильмы, литература и музыка были лицензированы с представлений в США.

Советские автомобили в Америке

В 1970 году ввод в эксплуатацию Волжского автомобильного завода значительно увеличил мощность советской автомобильной промышленности. Вскоре Оземель оценил экспортный потенциал новых автомобилей и получил право продавать автомобили Lada в трех странах — Великобритании, Германии и США. Уже в 1973-1974 годах Satra начала продавать автомобили в Европе.

Прежде чем наладить импорт автомобилей в США, Оземель решил начать с тракторов. В 1974 году компания начала импортировать тракторы МТЗ под маркой Belrus. Американские фермеры смутно представляли себе эту новинку. С одной стороны, их привлекали низкие цены. В среднем советские тракторы были в два раза дешевле американских. Кроме того, они были дешевле в обслуживании и эксплуатации. Однако белорусы не увидели разницы в качестве сборки и комфорте работы. Как бы то ни было, Satra реализовывала около 1 000 тракторов в год и повлияла на сдержанный оптимизм Оземли.

В качестве первого шага Сатра представила несколько автомобилей Lada на Нью-Йоркском автосалоне 1973 года. Вместе с представителями военного экспорта Ара Одомель организовал пресс-конференцию, на которой были представлены американские автомобили ВАЗ-2101, 2102, 2103 и УАЗ-469 (под маркой LADA). Они подготовили брошюру о восстановительных работах и изложили свою маркетинговую стратегию и цены. Кстати, стоимость последнего начиналась от 25 000 долларов США за автомобиль Vaz. Далее сообщалось, что 10 автомобилей уже прошли сертификационные испытания, а начало полноценных продаж запланировано на 1975 год.

Экспорт откладывается

Советские автомобили в США

Однако время шло, и к 1975 году в США не было продано ни одной советской «Лады». Они представили Сатре в 1974 году, что машины дорабатываются под новые экологические стандарты. Это похоже на правду, но, возможно, не является основной причиной. В том же году Конгресс принял поправки к закону Джексона-Беника. В соответствии с этим таможенные пошлины на ввозимые из стран социалистического блока автомобили были увеличены с 3-10%. Должен сказать, что эта поправка вызвала широкие дебаты в предпринимательских кругах. Помимо Оземеля, против нее выступил Джон Делореан. Она утверждала, что торговля поможет укрепить отношения между странами. Однако были и горячие сторонники. Так, Джордж Мини, глава Американской федерации труда, очень резко заявил, что он «не заинтересован в том, чтобы труд американских рабочих заменил рабский труд».

Из-за экологических требований и политических распрей выход советских автомобилей на американский рынок мог постоянно откладываться. Однако Оземель потерял оптимизм и не подготовил никаких новых планов. Согласно этому, Satra возьмет завод в Грузии на 350 рабочих мест. Кроме того, Грузия является родным штатом нынешнего президента Джимми Картера, что, по мнению армянского бизнесмена, помогает ослабить политическое давление на автомобильный бизнес. Одомер полагал, что поставки Lada начнутся в 1980 году и что в первый год будет продано 5 000 автомобилей, а в течение пяти лет экспорт увеличится до 500 000 — 60 000 автомобилей в год.

Однако отношения между двумя странами полностью ухудшились, когда в 1979 году началась война в Афганистане. В 1980 году сертификаты соответствия выбросов LADA были аннулированы из-за давления сената на экологию. Стало ясно, что советские машины США не появятся ни при каких обстоятельствах.

Что было бы если?

Предположим, что ARA Одмела была успешно реализована, и LADA все еще появлялась в дилерских центрах США. Канада помогает смоделировать ситуацию, когда советские автомобили успешно продаются с 1978 года.

Импортом наших автомобилей занимался канадский предприниматель Питер Деннис. Во многих отношениях его маркетинговый план был похож на план Оземеля. В Онтарио Деннис открыл компанию, в которой Lada была подавлена из-за требований местного рынка. Первоначально автомобили продавались только в трех городах — Торонто, Оттаве и Монреале. Однако к 1980 году дилерская база постоянно расширялась, и уже 43 дилера торговали LADA.

Эти автомобили пользуются уверенным спросом и заслужили репутацию очень доступных, но очень надежных машин. За интересную цену в 35 000 долларов США покупатель получал полностью снаряженный пятиместный ВАЗ-2106-А с 1,5-литровым двигателем мощностью 75 л.с. Кроме него, на экспорт поставлялись «4», «7» и «Нива». Последний пользовался особым уважением.

Канадский Радабаз 2106.

Однако с годами советские автомобили не претерпели кардинальных изменений. С начала 1980-х годов в страну начали поступать японские и корейские автомобили. Они выгодно отличались от морально устаревших методов и были не такими дорогими. Постепенно спрос на советские автомобили начал падать, и в 1985 году Деннис закрыл компанию.

Возможно, корпорацию «Сатра» постигла бы та же участь. Хотя наши автомобили редко попадали на первые строчки продаж, советские машины в США могли рассчитывать на определенную долю рынка. Особенно поначалу. История, однако, не выдерживает гипотетического настроения.

Советские автомобили в США: почему не состоялся официальный экспорт

Смотрите также

Японские марки автомобилей: краткая история и справка

Японские автомобили известны во всем мире. Страна входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей, выпуская более …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *