Воскресенье , 25 февраля 2024

История ЗИЛ и интересные факты об автозаводе

Автомобильный завод ЗИЛ канул в Лету. Старейший производитель автомобилей, флагман государственной промышленности, оставил после себя богатую и очень интересную историю.

Основание завода АМО

  • 2 августа 1916 года в Тифрейной роще у деревни Козкохово, недалеко от Москвы-реки, был заложен первый камень в основание завода АМО.
  • В официальной историографии аббревиатура АМО означает «Автомобильное московское объединение». Однако в документах 1916-1917 годов завод назывался «Товарищество Московского автомобильного завода Кузнецов, Рябушинские и Ко».
  • Государство выделило 11 миллионов рублей на строительство завода в связи с будущими поставками автомобилей.
  • 28 июня 1918 года был издан приказ о национализации завода. В то время АМО была практически полностью интегрирована и оснащена.
  • В начале 1920-х годов AMO получила первые заказы на модернизацию двигателей FIAT. Они должны были использоваться в первых советских танках. Этот приказ был выполнен в июле того же года. В то же время компания занялась ремонтом грузовиков FIAT и ремонтом локомотивов и вагонов.

Первый советский грузовик АМО F-15

  • 1 ноября 1924 года АМО построила свой первый грузовик F-15. 7 ноября первые десять грузовиков этой модели приняли участие в параде на Красной площади, а 25 ноября грузовики приняли участие в первом советском испытании.

Межвоенные годы

ЗИС-5

  • В 1931 году производство AMO F-15 было завершено на уровне 6 285 шт. Грузоподъемность 2,5 тонны была заменена на современный грузовик АМО-3. К тому времени на заводе уже работало 14 000 человек.
  • 16 сентября 1932 года завод выпустил 10 км. AMO-3. грузовики, которые были одобренными копиями американского Autocar-5. Грузовики были модернизированы и полностью обнаружены.
  • В октябре 1933 года завод был переименован в ЗИС (Завод им. Сталина).

ЗИС-101

  • В 1933 году завод перешел на выпуск ЗИС-5, модернизировав автомобиль АМО-3. Автомобили получили двигатели повышенной мощности, совершенные новые коробки передач, усиленные рамы, валы и многие другие усовершенствования. Серийное производство началось в 1934 году, и уже через два года завод выпустил 100 000 ЗИС-5!
  • В начале 1930-х годов стоимость ЗИС-5 составляла 4686 рублей. Для сравнения, в это же время зарплаты сотрудников находились на уровне 150-200 рублей.
  • 3 ноября 1936 года был выпущен первый легковой автомобиль «Москва» — ЗИС-101. Через два года с конвейера сошло 5 мм автомобилей.
  • К 1940 году на ЗИСе работало почти 40 000 человек. Было выпущено 55928 автомобилей и 1209 автобусов.

Война

История Зиса

С началом войны, вместе со многими советскими автопроизводителями, ЗИС начал выполнять военные заказы. С первых месяцев завод начал выпускать различные инструменты, оружие, матрицы для боеприпасов, танковые отливки, двигатели для мотоциклов М-72, боеприпасы, каски, лопаты и т.д.

  • 7 июля 1941 года производство ЗИС-101 прекратилось, и мощности были освобождены.
  • В октябре того же года началась частичная эвакуация задней части завода, и производство грузовиков было остановлено. 14 октября первая партия оборудования и специалистов отправилась в Ульяновск.
  • В июне 1942 года московский завод снова начал выпускать грузовики. Однако трудности войны и эвакуация оборудования не позволили восстановить довоенное производство ЗИС-5. В результате завод разработал упрощенный ЗИС-5В с деревянной кабиной и задним мостом только с фарами и тормозами. Кроме того, захваченные автомобили ремонтировались в ЗИС, а импортные грузовики собирались из мотоциклов в рамках программы кредитования.

Studebaker-US6

  • В июле 1943 года на заводе было восстановлено производство автомобильных двигателей.
  • В октябре 1944 года на заводе чествовали рабочих «Красного Лавалоса», которые успешно выполняли военные заказы.
  • 16 сентября 1945 года Мосис был официально переведен на нормальный режим работы. Во время войны завод выпустил около 70 000 грузовиков ЗИС-5В и 49 000 импортных автомобилей.

Послевоенное восстановление

История Зилла

После окончания войны завод начал очередную реконструкцию Мосиса. Это было уже третье по величине число. организация производственной системы была проведена для завершения организации производственной системы. В результате к 1950 году ЗИС получил около 520000 м2 продуктивной земли.

  • 30 октября 1947 года была выпущена пробная партия ЗИС-15, а 26 апреля следующего года грузовики пошли в серийное производство. Во многих отношениях эта машина была большим шагом на пути к Zis-5. Он имел просторную кабину, увеличенную до 4 тонн грузоподъемность и мощный 90-сильный двигатель. В целом, грузовики оказались очень успешными и выпускались почти десять лет. Позже, в 1948 году, завод начал выпуск трехлетнего грузовика ЗИС-151 с полезной грузоподъемностью 4,5 тонны.
  • Советский Союз оказал Китаю ценную помощь в создании собственной автомобильной промышленности. В 1951 году специалисты ZIS разработали планы строительства первого китайского автомобильного завода (FAW) в Чанчуне. Всего в GDC из Москвы было отправлено 3736 компонентов, 1300 холодных матриц и 6787 специальных инструментов.
  • 7 июля 1954 года на заводе было создано специальное конструкторское бюро (SDB ZIS). Он участвовал в разработке специальных военных и гражданских автомобилей.
  • В 1956 году название завода было изменено на Завод имени Лихачева (ЗИЛ) в честь почетного директора Ивана Алексеевича Лихачева, который руководил предприятием с 1926 по 1939 и с 1940 по 1950 годы.
  • 1 июля 1958 года завод начал производство ЗИЛ-157. Этот трехосный грузовик качественно превосходил ЗИС-151 по проходимости из одной страны в другую. В 157 году имелась одна система протектора и накачки шин. Эта система повысила не только их мощность, но и живучесть. Зажигание показало, что давление в шинах может достигать 3 кгс/см2 даже при попадании пули калибра 10 9 мм за 8 минут работы компрессора.
  • В ноябре того же года завод начал производство ЗИЛ-111. Он обладал всеми характеристиками роскошного автомобиля с двигателем V8, автоматической коробкой передач, гидравлическим рулем, многоконтурной тормозной системой, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером.

Застой в развитии

  • В сентябре 1962 года завод начал производство ЗИЛ-130. Автомобиль оказался успешным во многих отношениях и был очень современным для своего времени. Сотни из них стали настоящими долгожителями, а ЗИЛ выпускал их до 1994 года! А по количеству выпущенных грузовиков он стал третьим в истории СССР.
  • Во время разработки и модернизации ЗИЛ-130 советские инженеры изучали конструкцию зарубежных грузовиков: International R-185, REO F22-R1, Dodge SZ-TA-8, Ford F750, Ford 600 и др.
  • Себестоимость производства ЗИЛ-1730 в 1981 году составляла 3126 рублей, ЗИЛ-131 — 5349 рублей и ЗИЛ-133ГЯ — 11560 рублей. Для сравнения, в то же время рабочим платили 190-210 рублей.

История ЗИЛа и КАМАЗа

  • 16 ноября 1967 года судьба решения Совета министров и Центрального комитета ККСЭ Жиля Согласно этому, завод должен был создать и опробовать новую трассу для Камского автозавода. В реализации этого проекта приняли участие 15 000 человек, включая 430 дизайнеров. Работа продолжалась в течение 10 лет, в результате чего было разработано все семейство тяжелых грузовиков «Камаз». Самый большой автомобиль СССР в этой категории на тот момент. ЗИЛ перевез очень перспективные автомобили на другой завод, и фактически ничего не осталось.
  • В начале 1970-х годов завод приступил к разработке очень перспективного грузовика ЗИЛ-169. Грузовики должны были оснащаться дизельными двигателями ЗИЛ-645 и заменить ЗИЛ-130. Однако уже тогда темпы роста компании начали замедляться. Производство ЗИЛ-169, который до этого момента получал индекс ЗИЛ-4331, началось только в 1986 году, а дизельные двигатели были построены еще позже.
  • В разработке всех наземных транспортных средств ЗИЛ оставался лидером отрасли. В 1967 году СКБ создало уникальный поисково-спасательный автомобиль. Проблема была разработана в 1975 году во время создания спасательной группы ‘The Blue Bird’.
  • В январе 1986 года завод приступил к выпуску ЗИЛ-431410 (дальнейшая модернизация ЗИЛ-130). Под капотом нового грузовика стоял двигатель ЗИЛ-508.10 с увеличенной степенью сжатия (7,1) и новой головкой блока цилиндров. Кроме того, 431410 получил новый подфюзеляжник и многоконтурную тормозную систему.

История завода ЗИЛ завершается

ЗИЛ-5301

Распад Советского Союза не сулил заводу ничего хорошего. Программа «ЗИЛ-4331 дизель-дизель» не была реализована.

  • 1 июня 1992 года был издан указ о приватизации завода, а 2 сентября была зарегистрирована компания Amo ZilSociétéAnonyme. Акции фабрики были распределены следующим образом: 40% было направлено на коллективный труд, а 60% — в Московский фонд недвижимости.
  • С начала 1990-х годов на заводе разрабатывались малотоннажные грузовики, а серийное производство началось в 1996 году. Трехтонный ЗИЛ-5301 был фактически последним грузовиком Московского автомобильного завода.
  • В 1996 году на заводе работало 54 000 человек и было произведено всего 8 885 грузовиков. Для сравнения, в 1987 году ЗИЛ производил 210 000 автомобилей в год при вдвое большем количестве сотрудников.
  • В 1999 году долг «Амо Зил» увеличился на 274 млн. рублей и достиг 788 млн. рублей. В то же время завод заработал в том году 3 736 млн рублей.
  • Каждый год характеризовался снижением производства. В 2004 году завод продал 7 000 автомобилей, в 2005 году — 4 600, в 2008 году — 4 600, а в 2010 году — 13 000.
  • В июле 2012 года на главном конвейере был собран последний автомобиль. Это был ЗИЛ-432930.
  • С 1924 по 2012 год ЗИЛ выпустил 7858220 грузовиков, 37635 автобусов и 11456 автомобилей.

История ЗИЛа закончилась в 2020 году, когда было снесено последнее производственное здание бывшего завода.

История завода ЗИЛ | Документальный фильм, факты | Prodavec3 (12+)

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *