Автомобильный завод ЗИЛ канул в Лету. Старейший производитель автомобилей, флагман государственной промышленности, оставил после себя богатую и очень интересную историю.
Основание завода АМО
- 2 августа 1916 года в Тифрейной роще у деревни Козкохово, недалеко от Москвы-реки, был заложен первый камень в основание завода АМО.
- В официальной историографии аббревиатура АМО означает «Автомобильное московское объединение». Однако в документах 1916-1917 годов завод назывался «Товарищество Московского автомобильного завода Кузнецов, Рябушинские и Ко».
- Государство выделило 11 миллионов рублей на строительство завода в связи с будущими поставками автомобилей.
- 28 июня 1918 года был издан приказ о национализации завода. В то время АМО была практически полностью интегрирована и оснащена.
- В начале 1920-х годов AMO получила первые заказы на модернизацию двигателей FIAT. Они должны были использоваться в первых советских танках. Этот приказ был выполнен в июле того же года. В то же время компания занялась ремонтом грузовиков FIAT и ремонтом локомотивов и вагонов.
- 1 ноября 1924 года АМО построила свой первый грузовик F-15. 7 ноября первые десять грузовиков этой модели приняли участие в параде на Красной площади, а 25 ноября грузовики приняли участие в первом советском испытании.
Межвоенные годы
- В 1931 году производство AMO F-15 было завершено на уровне 6 285 шт. Грузоподъемность 2,5 тонны была заменена на современный грузовик АМО-3. К тому времени на заводе уже работало 14 000 человек.
- 16 сентября 1932 года завод выпустил 10 км. AMO-3. грузовики, которые были одобренными копиями американского Autocar-5. Грузовики были модернизированы и полностью обнаружены.
- В октябре 1933 года завод был переименован в ЗИС (Завод им. Сталина).
- В 1933 году завод перешел на выпуск ЗИС-5, модернизировав автомобиль АМО-3. Автомобили получили двигатели повышенной мощности, совершенные новые коробки передач, усиленные рамы, валы и многие другие усовершенствования. Серийное производство началось в 1934 году, и уже через два года завод выпустил 100 000 ЗИС-5!
- В начале 1930-х годов стоимость ЗИС-5 составляла 4686 рублей. Для сравнения, в это же время зарплаты сотрудников находились на уровне 150-200 рублей.
- 3 ноября 1936 года был выпущен первый легковой автомобиль «Москва» — ЗИС-101. Через два года с конвейера сошло 5 мм автомобилей.
- К 1940 году на ЗИСе работало почти 40 000 человек. Было выпущено 55928 автомобилей и 1209 автобусов.
Война
С началом войны, вместе со многими советскими автопроизводителями, ЗИС начал выполнять военные заказы. С первых месяцев завод начал выпускать различные инструменты, оружие, матрицы для боеприпасов, танковые отливки, двигатели для мотоциклов М-72, боеприпасы, каски, лопаты и т.д.
- 7 июля 1941 года производство ЗИС-101 прекратилось, и мощности были освобождены.
- В октябре того же года началась частичная эвакуация задней части завода, и производство грузовиков было остановлено. 14 октября первая партия оборудования и специалистов отправилась в Ульяновск.
- В июне 1942 года московский завод снова начал выпускать грузовики. Однако трудности войны и эвакуация оборудования не позволили восстановить довоенное производство ЗИС-5. В результате завод разработал упрощенный ЗИС-5В с деревянной кабиной и задним мостом только с фарами и тормозами. Кроме того, захваченные автомобили ремонтировались в ЗИС, а импортные грузовики собирались из мотоциклов в рамках программы кредитования.
- В июле 1943 года на заводе было восстановлено производство автомобильных двигателей.
- В октябре 1944 года на заводе чествовали рабочих «Красного Лавалоса», которые успешно выполняли военные заказы.
- 16 сентября 1945 года Мосис был официально переведен на нормальный режим работы. Во время войны завод выпустил около 70 000 грузовиков ЗИС-5В и 49 000 импортных автомобилей.
Послевоенное восстановление
После окончания войны завод начал очередную реконструкцию Мосиса. Это было уже третье по величине число. организация производственной системы была проведена для завершения организации производственной системы. В результате к 1950 году ЗИС получил около 520000 м2 продуктивной земли.
- 30 октября 1947 года была выпущена пробная партия ЗИС-15, а 26 апреля следующего года грузовики пошли в серийное производство. Во многих отношениях эта машина была большим шагом на пути к Zis-5. Он имел просторную кабину, увеличенную до 4 тонн грузоподъемность и мощный 90-сильный двигатель. В целом, грузовики оказались очень успешными и выпускались почти десять лет. Позже, в 1948 году, завод начал выпуск трехлетнего грузовика ЗИС-151 с полезной грузоподъемностью 4,5 тонны.
- Советский Союз оказал Китаю ценную помощь в создании собственной автомобильной промышленности. В 1951 году специалисты ZIS разработали планы строительства первого китайского автомобильного завода (FAW) в Чанчуне. Всего в GDC из Москвы было отправлено 3736 компонентов, 1300 холодных матриц и 6787 специальных инструментов.
- 7 июля 1954 года на заводе было создано специальное конструкторское бюро (SDB ZIS). Он участвовал в разработке специальных военных и гражданских автомобилей.
- В 1956 году название завода было изменено на Завод имени Лихачева (ЗИЛ) в честь почетного директора Ивана Алексеевича Лихачева, который руководил предприятием с 1926 по 1939 и с 1940 по 1950 годы.
- 1 июля 1958 года завод начал производство ЗИЛ-157. Этот трехосный грузовик качественно превосходил ЗИС-151 по проходимости из одной страны в другую. В 157 году имелась одна система протектора и накачки шин. Эта система повысила не только их мощность, но и живучесть. Зажигание показало, что давление в шинах может достигать 3 кгс/см2 даже при попадании пули калибра 10 9 мм за 8 минут работы компрессора.
- В ноябре того же года завод начал производство ЗИЛ-111. Он обладал всеми характеристиками роскошного автомобиля с двигателем V8, автоматической коробкой передач, гидравлическим рулем, многоконтурной тормозной системой, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером.
Застой в развитии
- В сентябре 1962 года завод начал производство ЗИЛ-130. Автомобиль оказался успешным во многих отношениях и был очень современным для своего времени. Сотни из них стали настоящими долгожителями, а ЗИЛ выпускал их до 1994 года! А по количеству выпущенных грузовиков он стал третьим в истории СССР.
- Во время разработки и модернизации ЗИЛ-130 советские инженеры изучали конструкцию зарубежных грузовиков: International R-185, REO F22-R1, Dodge SZ-TA-8, Ford F750, Ford 600 и др.
- Себестоимость производства ЗИЛ-1730 в 1981 году составляла 3126 рублей, ЗИЛ-131 — 5349 рублей и ЗИЛ-133ГЯ — 11560 рублей. Для сравнения, в то же время рабочим платили 190-210 рублей.
- 16 ноября 1967 года судьба решения Совета министров и Центрального комитета ККСЭ Жиля Согласно этому, завод должен был создать и опробовать новую трассу для Камского автозавода. В реализации этого проекта приняли участие 15 000 человек, включая 430 дизайнеров. Работа продолжалась в течение 10 лет, в результате чего было разработано все семейство тяжелых грузовиков «Камаз». Самый большой автомобиль СССР в этой категории на тот момент. ЗИЛ перевез очень перспективные автомобили на другой завод, и фактически ничего не осталось.
- В начале 1970-х годов завод приступил к разработке очень перспективного грузовика ЗИЛ-169. Грузовики должны были оснащаться дизельными двигателями ЗИЛ-645 и заменить ЗИЛ-130. Однако уже тогда темпы роста компании начали замедляться. Производство ЗИЛ-169, который до этого момента получал индекс ЗИЛ-4331, началось только в 1986 году, а дизельные двигатели были построены еще позже.
- В разработке всех наземных транспортных средств ЗИЛ оставался лидером отрасли. В 1967 году СКБ создало уникальный поисково-спасательный автомобиль. Проблема была разработана в 1975 году во время создания спасательной группы ‘The Blue Bird’.
- В январе 1986 года завод приступил к выпуску ЗИЛ-431410 (дальнейшая модернизация ЗИЛ-130). Под капотом нового грузовика стоял двигатель ЗИЛ-508.10 с увеличенной степенью сжатия (7,1) и новой головкой блока цилиндров. Кроме того, 431410 получил новый подфюзеляжник и многоконтурную тормозную систему.
История завода ЗИЛ завершается
Распад Советского Союза не сулил заводу ничего хорошего. Программа «ЗИЛ-4331 дизель-дизель» не была реализована.
- 1 июня 1992 года был издан указ о приватизации завода, а 2 сентября была зарегистрирована компания Amo ZilSociétéAnonyme. Акции фабрики были распределены следующим образом: 40% было направлено на коллективный труд, а 60% — в Московский фонд недвижимости.
- С начала 1990-х годов на заводе разрабатывались малотоннажные грузовики, а серийное производство началось в 1996 году. Трехтонный ЗИЛ-5301 был фактически последним грузовиком Московского автомобильного завода.
- В 1996 году на заводе работало 54 000 человек и было произведено всего 8 885 грузовиков. Для сравнения, в 1987 году ЗИЛ производил 210 000 автомобилей в год при вдвое большем количестве сотрудников.
- В 1999 году долг «Амо Зил» увеличился на 274 млн. рублей и достиг 788 млн. рублей. В то же время завод заработал в том году 3 736 млн рублей.
- Каждый год характеризовался снижением производства. В 2004 году завод продал 7 000 автомобилей, в 2005 году — 4 600, в 2008 году — 4 600, а в 2010 году — 13 000.
- В июле 2012 года на главном конвейере был собран последний автомобиль. Это был ЗИЛ-432930.
- С 1924 по 2012 год ЗИЛ выпустил 7858220 грузовиков, 37635 автобусов и 11456 автомобилей.
История ЗИЛа закончилась в 2020 году, когда было снесено последнее производственное здание бывшего завода.