Рождение серии Icarus 200 — один из самых славных моментов в истории Будапештского автобусного завода. Появившиеся в конце 1960-х годов, автобусы «Икарус» быстро завоевали популярность в Восточной Европе и Советском Союзе. Эти автобусы были известны своей надежностью, топливной экономичностью, комфортом и безопасностью. С последним у венгерских конструкторов возникли проблемы уже на ранних стадиях.
Краш-тесты автобусов Икарус
Первой ласточкой нового семейства стал междугородний автобус Icarus 250. Автобус имел просторный улучшенный кузов с большими окнами и вместительным грузовым отсеком. Еще одним преимуществом этой модели был лицензионный дизельный двигатель MAN мощностью 192 л.с. В сочетании с пятиступенчатой коробкой передач этот двигатель экономичен и позволяет развивать максимальную скорость 105 км/ч. Кроме того, Ikarus 250 имел комфортную пневматическую подвеску всех колес, гидроусилитель руля и эффективную систему вентиляции. В общем, с какой стороны ни посмотри, у венгров очень удачные современные автобусы.
Естественно, это заинтересовало Советский Союз, которому не хватало автобусов. Флагман серии поступил в производство в 1969 году, а серийные поставки в СССР начались годом позже. Вскоре модельный ряд был расширен городским автобусом Ikarus-260, вмещавшим 102 пассажира, а в 1973 году была представлена модульная версия Ikarus-280 вместимостью 168 пассажиров.
Между тем, во время проектирования этих автобусов некоторые эксперты выразили обеспокоенность по поводу безопасности автобусов с большими окнами и тонкими стойками окон. Чтобы подтвердить или опровергнуть эти опасения, в 1972 году инженеры Icarus совместно с экспертами Венгерского научно-исследовательского автомобильного института провели испытания Icarus 55 и Icarus 250 на опрокидывание. Они перевернули их 2,5 раза. Отметим, что в то время методология проведения таких испытаний еще не была доведена до совершенства, и венгерский производитель автобусов был первой компанией в этой области. Эти щадящие испытания были предсказуемо успешными. Деформация крыши и стоек была признана незначительной, и автобус был безопасен для движения.
Однако только через год Ikarus 250 прошел испытания на опрокидывание. Автобус, следовавший из Дунай-Бароса, сошел с дороги, упал в обрыв и перевернулся. Последствия оказались фатальными для автомобиля. Опоры были повреждены, и крыша сложилась внутрь. К счастью, обошлось без жертв, автобус был пуст, а водитель получил незначительные травмы. Однако этот эпизод наглядно продемонстрировал отсутствие жесткости тела, и работа в этом направлении была продолжена.
Результат испытаний
В 1976 году, после серии краш-тестов, близких к реальной аварии в Дунайваросе, специалисты ввели в кузов дополнительные усиливающие каркасы. Со временем венгерские исследования привели к разработке стандарта ЕЭК ООН 66, который определяет жесткость кузова одноэтажных автобусов. С небольшими улучшениями этот стандарт действует и сегодня.
Помимо испытаний на опрокидывание, производители также проводили лобовые столкновения с манекенами для проверки антиблокировочных тормозных систем и травмоопасных интерьеров. Другое дело, что не все из них были применены к серийным машинам, так как производитель еще не испытывал манекены в лобовом столкновении с манекеном. Однако это уже совсем другая история.