МАЗ-525: первый отечественный карьерный самосвал

Быстрый рост советской экономики в первые пять послевоенных лет привел к быстрой интенсификации горнодобывающей деятельности. Кроме того, в несколько раз увеличился объем земляных работ по строительству крупных промышленных объектов и гидротехнических сооружений. В результате производительность реверсивных автомобильных путей, созданных на основе обычных путей, оказалась недостаточной. Существовала потребность в специализированных автомобилях для тяжелых условий эксплуатации, которые могли бы работать в карьерах в сочетании с мощными экскаваторами. Поэтому в начале 1950-х годов Минский автомобильный завод разработал и начал производство первого советского грузовика Маз-525, который представлял собой открытый тип грузовика. И в его время грузовики были весьма оригинальными, если не сказать инновационными.

МАЗ-525

В 1948 году на Ярославском автомобильном заводе началась работа по созданию нового 25-тонного автомобиля. Однако в связи с реорганизацией завода и перевозом минского автопрома все работы по этой машине были переданы на МАЗ. Дальнейшей разработкой занималась группа конструкторов Минского автомобильного завода под руководством Б.Л. Шапошника. Всего через год минские ребята собрали первый оригинал, а в 1951 году грузовик, названный Маз-525, поступил в серийное производство.

Маз-525 представлял собой двухосный грузовик с двухместной кабиной-капотом и металлической платформой. Основу автомобиля составляла сварная рама с цилиндрическими швеллерами и жестко закрепленным задним мостом. Передняя подвеска представляла собой пышную рессору без амортизаторов. Такая конструкция подвески была обусловлена высокими ударными нагрузками при работе экскаватора с объемом ковша 4-5 м3. Крутящий момент двигателя передавался на заднюю ось через пятиступенчатую гидравлическую муфту, двойное сцепление и коробку передач. Кроме того, он был отделен от двигателя и установлен отдельно на раме.

Шасси МАЗ-525.

Для советских автопроизводителей МАЗ-525 был инновационным грузовиком. Впервые в советской практике он был оснащен гидравлическим рулем, планетарной понижающей коробкой передач и 12-цилиндровым дизельным двигателем Д-12А. Он был производным от легендарного 300-сильного дизельного двигателя B-2. Таким образом, Маз-525 стал первым советским грузовиком с двумя распределительными валами, четырьмя клапанами на цилиндр и непосредственным впрыском топлива.

МАЗ-525

Производительность Maz-525 была очень хорошей. При собственной массе 24 830 кг он мог перевозить 25 тонн (а часто и больше), потребляя при этом около 160 литров топлива на 100 км. Максимальная скорость может достигать 30 км/ч. Кроме того, механизм опрокидывания мог поднимать 14,3 м3 в течение всего 40 секунд. МАЗ-525 успешно использовался на строительных площадках Советского Союза, а также экспортировался за рубеж, в Индию, Египет, Вьетнам, Китай и другие страны.

МАЗ-530

Первый советский внедорожный землеройный грузовик.

К середине 1950-х годов мощности МАЗ-525 уже не хватало, и в Минске начали выпускать 40-тонные самосвалы. Производство МАЗ-530 началось в 1957 году. В отличие от своего предшественника, 530-й отличался дополнительной третьей осью, двигателем D-12A мощностью 450 л.с., трехступенчатой гидромеханической трансмиссией и увеличенной грузовой платформой. Новые грузовики были оснащены отапливаемой трехместной кабиной. Выхлопные газы также делали тело более горячим. Кроме того, в отличие от жесткого МАЗ-525, МАЗ-530 получил более комфортную и сбалансированную подвеску задней оси. Как и в случае с МАЗ-525, водителю больше не нужно было укладывать флис на сиденье или стоять для работы.

Шасси МАЗ-530.

В любом случае, грузовики МАЗ-525 и МАЗ-530 имели довольно короткий серийный выпуск. В 1957 году МАЗ-525 был передан на вновь созданный Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), где выпускался до 1965 года. За все эти годы был выпущен 6961 двухосный грузовик. Трехосных грузовиков было выпущено меньше — около 30. Затем БелАЗ приступил к разработке нового поколения самосвалов. Но это уже другая история.

МаЗ-525 «четвертак», первый советский тяжелый самосвал, полная история и описание, часть 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»