ГАЗ-68 (КСП-76): экспериментальная колесная САУ СССР
В 1943 году Горьковский автозавод модернизировал и впоследствии освоил производство легкой САУ СУ-76М. Газовец ссылается на свою работу, несмотря на то, что гусеничные машины не были необходимым оборудованием для завода. Но автопроизводители не остановились и в 1944 году создали САУ! Так был создан самый экзотический автомобиль войны — ГАЗ-68 (КСП-76).
ГАЗ-68 или КСП-76
В 1943 году Виталию Андреевичу Грачеву, тогда ведущему конструктору Горьковского автозавода, предложили построить артиллерийскую машину. Он обосновал свое предложение тем, что такие самоходные артиллерийские установки были гораздо более гибкими и особенно более скорострельными, чем обычные САУ. Кроме того, колесная рама будет намного дешевле и надежнее гусеничной. Военные заинтересовались этой идеей и дали зеленый свет на ее разработку.
Разработкой автомобиля Газ-68 занимался лично Грачев. Он имел полноприводную раму, как у довоенного ГАЗ-63. Под рамой был построен оригинальный открытый формованный щитовой корпус. Сложный сварной корпус имел толщину 10 мм в носовой части и 7 мм по бортам. По совпадению, плоскость двигателя была защищена листом толщиной 5 мм.
Грачев использовал оригинальную планировку, чтобы уменьшить видимость автомобиля. Двигатель расположен сзади, а 76-мм пушка ЗиС-3 — спереди. Стволы находились между колесами, а затворы — за передней осью. Таким образом, силуэт САУ был значительно уменьшен, а распределение веса улучшено. Двигатель ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. был заимствован у танка Т-60. Он имел постоянное движение на передней оси и принудительное на задней оси. Другими словами, ГАЗ-68 можно считать первым российским автомобилем с передними колесами! Помимо двигателя в моторном отсеке находились 140-литровые топливные баки и 41 патрон в горизонтальном положении. Оставшиеся 58 патронов попали на поле боя. С помощью листовых рессор подвеска машины крепилась к бронированному корпусу. Тормоза приводились в действие механически, а колеса имели один реверсивный брус.
Испытания
Первый опытный образец ГАЗ-68 был собран осенью 1943 года. Второй прототип, сопровождаемый щитом, был увеличен до 16,5 мм весной следующего года. Samosra имела следующие геометрические характеристики: длина — 6350 м, ширина — 2050 мм, высота — 1550 мм, дистанция — 373 мм; боевая часть машины не превышала 5340 кг.
В конце 1944 года ГАЗ-68 проходил испытания на ГАЗе и главном бронетанковом управлении и получил название КСП-76 (мотоколяска). Все испытатели получили высокие динамические характеристики автомобиля. Мотострелок был почти вдвое выше СУ-76м, имел крейсерскую скорость до 77 км/ч и дальность полета по шоссе 580 км. По способности преодолевать грунт ГАЗ-68 не отставал от ГАЗ-63 и ГАЗ-62, но обладал замечательной устойчивостью на дорогах со скользким покрытием и был практически бесшумен по отношению к гусеничному автомобилю. Таким образом, по боевой эффективности инвалидная «самоходка» практически не уступала СУ-75М.
Автомобиль прошел все испытания. Единственным серьезным недостатком автомобиля была плохая «маневренность», присущая двухколесному транспортному средству.
Однако серийное производство КСП-76 было признано нецелесообразным. В любом случае, было решено, что серийное производство КСП-76 нецелесообразно. Во-первых, дальнейшие перспективы контекста ГАЗ-63 были неизвестны. Во-вторых, завод уже работал полным ходом, производя САУ СУ-76М и в целом обслуживая армию. А война подходила к концу. В результате в конце 1944 года работы по колесным машинам были закрыты.