Maserati Shamal: величайший итальянский спорткар 90-х
Немногим автопроизводителям так не везло, как Maserati. На протяжении своей долгой истории компания пережила огромные успехи и неудачи (вспомним хотя бы кризисы 1937, 1968 и 1975 годов). Конец 1980-х годов не стал исключением, и Maserati снова оказалась на грани банкротства. Однако, несмотря на это, компании удалось представить уникальный компактный спортивный автомобиль с мощным восьмицилиндровым двигателем с турбонаддувом. Его звали Мазерати Шамаль.
Трудное положение Maserati
Чтобы понять, насколько плохи были дела у Maserati в то время, нужно вспомнить проект Chrysler TC. Этот двухдверный кабриолет стал результатом сотрудничества между итальянской и американской компаниями. На рынке модель провалилась из-за непомерно высоких цен при низкой производительности. Репутация сильно пострадала, и без того находясь не в лучшем финансовом положении. Общий долг компании на конец 80-х годов составил значительные 276 миллионов долларов США.
Тем не менее, даже перед лицом таких невзгод Maserati не переставала разрабатывать по-настоящему крутые автомобили. Конечно, ей пришлось затянуть пояса.
Maserati Shamal
При разработке Maserati Chamar инженеры были вынуждены в значительной степени интегрировать его в серийную модель из-за низкого финансирования. Например, шасси было позаимствовано у Maserati Biturbo Spyder и Calif. Кроме того, главный дизайнер знаменитый Марчелло Гандини (создатель Lamborghini Miura и Countach) также был вынужден использовать двери и некоторые детали кузова от Maserati Biturbo. Однако Shamal с его короткой колесной базой выглядел великолепно.
Maserati Shamal, с другой стороны, был всего лишь модификацией модели Biturbo, а не полукупе. Благодаря новому восьмицилиндровому двигателю AM479. Он действительно стал произведением инженерного искусства. С точки зрения конструкции, это почти идеальный «квадратный» двигатель, диаметр цилиндров которого соответствует ходу поршня. Кроме того, он был оснащен двухосевыми головками цилиндров, электронным впрыском топлива Weber-Marelli и двумя турбокомпрессорами IHI с отдельными интеркулерами. Головки цилиндров также были сложны в использовании. Клапаны были расположены под углом 20° к оси цилиндра, что обеспечило отличное смесеобразование и низкий расход топлива при высокой мощности. 326 л.с. мощностью 1,5 тонны хватило, чтобы разогнать Shamal за 5,3 секунды. Он разгонялся до 100 км/ч и достигал максимальной скорости 270 км/ч.
Кстати, двигатель AM479 оказался настолько хорош, что выпускался практически без изменений до 2002 года.
Северный ветер
Maserati Shamal назван в честь ветров, дующих на обширных равнинах между реками Тигр и Евфрат в Месопотамии. Он мощный, но недолговечный, его хватает примерно на 5-6 дней.
Maserati Shamal также недолго продержался на конвейере — до 1996 года. Maserati удалось совершить настоящий подвиг, начав серийное производство Chamar 16 декабря 1989 года. А уже в январе 1990 года компания была поглощена концерном Fiat. Всего было выпущено 369 единиц, что сделало Shamal настоящим предметом коллекционирования и последним автомобилем 1980-х годов.