Как и многие другие автомобильные заводы Советского Союза во время войны, Горьковский автозавод был переориентирован на выпуск военной продукции. ГАЗ серийно выпускал самоходную артиллерийскую установку СУ-76М — самую массовую САУ в годы войны. Кроме того, конструкторы завода разработали и другие самоходные машины.
ГАЗ-71 (СУ-71), ГАЗ-72 (СУ-72)
В 1942 году Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) поручило Горьковскому автомобильному заводу разработать легкую артиллерийскую систему с 76-мм пушкой. ГАЗ не отказался от этой задачи, поскольку уже имел опыт создания и совершенствования легких танков Т-60 и Т-70.
Осенью 1942 года были построены три опытные самоходные пушки ГАЗ-71 (конструктор В.А.Соловьев) и одна самоходная зенитная пушка ГАЗ-72 (конструктор А.С.Маклаков). Оба они представляли собой удлиненные и сильно переработанные версии корпуса танка Т-70. Задние колеса приводились в движение двумя 140-сильными двигателями ГАЗ-202. Основным вооружением ГАЗ-71 была 76-мм пушка ЗИС-3, а ГАЗ-72 оснащался 37-мм зенитной пушкой 61-К.
Эти машины не выпускались из-за их ненадежности и недостаточной боевой эффективности.
ГАЗ-15-126 (СУ-76М, СУ-15)
Однако опыт создания ГАЗ-71 оказался полезным. В 1943 году КБ ГАЗ получило контракт на доработку неудачной САУ СУ-76, разработанной на заводе № 38 в Кирове.
Главный конструктор Владимир Дедков серьезно переработал конструкцию машины и использовал силовой агрегат ГАЗ-203 от танка Т-70. Он представлял собой тандем из двух двигателей ГАЗ-202, соединенных последовательно. Такое решение значительно повысило надежность силовой установки. Двигательная установка была практически идентична таковой на танке Т-70, но с одним более длинным цилиндром.
Танк Су-76М был компромиссной машиной с множеством достоинств и недостатков. В армии автомобиль получил признание за отличную мобильность и малый вес. Он мог легко преодолеть недостаток дорожных условий, для которых более тяжелые автомобили были недоступны. С другой стороны, малый вес был обусловлен слабой противотанковой защитой. Тем не менее, СУ-76М (СУ-15) успешно разрабатывался на ГАЗе до 1945 года. Всего завод выпустил 9133 самоходных машины.
ГАЗ-74 (СУ-74Б), ГАЗ-74Д (СУ-74Д)
Одновременно с созданием СУ-76М ГАЗ работал над созданием бронированного истребителя — ГАЗ-74. Главным конструктором автомобиля был назначен Александр Сергеевич Маклаков.
Пушка со сварным броневым корпусом того же типа без башни отличается разумным углом наклона листов и низким силуэтом. В качестве основного вооружения использовалась опытная 57-мм противотанковая пушка 1-С-57. По правому борту располагался 104-сильный двигатель ZIS-16. Кроме того, ГАЗ построил еще одну самоходку ГАЗ-74Д с ленд-лизовским дизельным двигателем GMC мощностью 110 л.с., 76-мм пушкой Ф-34 и усиленной лобовой броней.
Машина выглядела очень многообещающе, но к тому времени оружие было признано неэффективным и не пошло в серийное производство.
ГАЗ-75
Очевидным развитием горьковской самоходки было повышение ее боевой эффективности за счет оснащения более мощным главным орудием. В 1944 году экспериментальная самоходка ГАЗ-75 (конструктор И.В. Гавалов) с 85-мм пушкой Д-5-С была собрана под горьковским ГАЗ-74Д.
В кормовом машинном отделении находились тандемный двигатель и 140-сильный двигатель ГАЗ-203. Эти двигатели обеспечивали автомобилю массу в 15 тонн и максимальную скорость в 37 км/ч. Обладая огневой мощью, сравнимой с СУ-85 (САУ на базе Т-34), самоходка ГАС была вдвое легче и имела толщину брони 82 мм.
Однако производство ГАЗ-75 не считалось невозможным. Это связано с тем, что требовалось значительное реформирование оборудования завода.
ГАЗ-15А (СУ-85А), ГАЗ-15Б (СУ-85Б)
После отказа от радикально нового автомобиля ГАЗ-75, ГАЗовцы начали совершенствовать СУ-76М, установив на него 85-мм пушку Д-5-С. Оригинал был построен в 1944 году и получил название ГАЗ-15А (конструктор В.С. Соловьев).
Новое оружие требовало модернизации транспортного оборудования. Рама была усилена путем установки дополнительных пружин на углы передних и задних катков, а вместо опорных цилиндров были установлены ползуны.
В ходе дальнейших доработок автомобиля, второй оригинальный ГАЗ-15Б был построен в апреле 1945 года. Он получил новую 85-мм пушку ЛБ-2 и форсированный двигатель ГАЗ-203Ф мощностью 160 л.с.
САУ не попала в серийное производство, так как к моменту завершения испытаний война уже закончилась.
Самоходные артиллерийские установки ГАЗ
С начала войны автомобильные инженеры Горги участвовали в развитии, модернизации и производстве обычных небазовых машин. Однако, как и многие другие автомобильные заводы в Советском Союзе.
В любом случае, конструкторы ГАЗа приобрели огромный опыт, который помог им создать новые, по-настоящему спокойные автомобили. Но об этом мы поговорим в следующий раз.