Сорок шесть лет назад, в октябре 1973 года, произошли события, известные как нефтяной кризис. Эмбарго, введенное странами ОПЕК, способствовало росту цен на нефть и, соответственно, на бензин и дизельное топливо. Это был мощный удар по промышленности США и Европы, который навсегда изменил автомобильную промышленность.
Изменился внешний вид автомобиля
Чтобы оценить масштаб трагедии, достаточно взглянуть на внешний вид автомобилей, выпущенных до и после кризиса. Если до середины 1970-х годов типичный американский автомобиль был огромным и угловатым, то к началу 1980-х годов форма серийной машины начала меняться.
Между тем, стоимость топлива в Европе всегда была выше, чем в США. Поэтому европейские инженеры пытались придать автомобилям обтекаемую форму задолго до нефтяного кризиса, а затем, после завершения работ по аэродинамике, она стала обязательной при проектировании новых автомобилей.
Конечно, внешний вид автомобиля изменился не сразу. Это был долгий и систематический процесс. Тем не менее, аэродинамическое сопротивление контура неуклонно снижалось, что видно на графике выше.
Совершенствование конструкции двигателя
Помимо внешнего вида, значительно изменился дизайн автомобиля. Поэтому огромные многоцилиндровые двигатели были заменены низкопрофильными четырехцилиндровыми. Например, с 5,4 литра в 1950 году объем силовых агрегатов в топовых автомобилях Cadillac увеличился до 8,1 литра в 1969 году — резкий кризис.
Помимо уменьшения объема, использование механического, а позднее электронного впрыска топлива повысило эффективность использования топлива.
С другой стороны, производители из Японии только выиграли в этой ситуации. В модельной серии спрос увеличился, поскольку в ней уже участвовали экономичные малолитражные автомобили. Например, доля импортных автомобилей на рынке США достигла почти 16%. Это на 3 % выше, чем во время кризиса до 1972 года. И это было только начало экспансии японских автомобилей.
Упадок американского автопрома
Однако американские фирмы начали снижаться. Сильные продажи означали, что дорогие модели, катастрофически сокращались, и класс автомобилей, называемых muscle cars, прекратил свое существование. В этих условиях производители, ориентированные на успех японского низкопрофильного автомобиля, пытались срочно создать аналогичные машины. Но это сработало не сразу: Cadillac Cimarron и Lincoln Versailles стали примерами неудач.
Рынок автомобилей в США стремительно сжимался. В 1973 году Chevrolet был самой популярной маркой, выпустив 2,5 миллиона автомобилей. Через два года выпуск упал до 823 000 единиц в год. Другие компании выглядели не лучше.
Следует отметить, что кризис 1973 года стал лишь началом стагнации автомобильной промышленности США. Впоследствии серьезные проблемы коснулись всех автомобильных компаний США, и Chrysler оказался на грани банкротства.
Нефтяной кризис как толчок к развитию
С другой стороны, нефтяной кризис оказал положительное влияние и на «Атомпром». Так, использование электроники, новые технологии в конструкции двигателя, турбонаддув и т.д. Новая эра автомобилей позволила повысить топливную экономичность и экологичность.
Кроме того, нефтяной кризис показал, что необходимо развивать альтернативные источники энергии. Начнется работа над электрическими и водородными автомобилями. Возможно, не в ближайшем будущем от двигателя внутреннего сгорания придется отказаться.