Mazda Cosmo: первый роторный автомобиль Мазда
В 1960-х годах молодой японский производитель автомобилей в Хиросиме столкнулся с трудностями. Компании поздно включились в автомобильную гонку. В то же время Toyota, Honda и Nissan активно работали на внешних рынках. Чтобы преодолеть задержки, Мазде нужны были инновационные автомобили. Это был путь — Mazda Cosmo.
Первый роторный двигатель Mazda
Прежде всего, чтобы громко заявить о себе, Mazda нужен был автомобиль, который заинтересовал бы людей. Прорыв, но такой, который могла бы выдержать нынешняя инфраструктура. В результате японцы решили оснастить свою будущую модель Vankel роторным двигателем.
Роторно-поршневой двигатель (РПД) Феликса Ванкеля был впервые испытан в феврале 1957 года. Новая конструкция двигателя имела ряд важных преимуществ по сравнению с традиционными двигателями. РПД Ванкеля имел более высокую мощность и более компактные размеры. Кроме того, немецкая компания NSU выкупила патент у его создателя и планировала начать производство автомобилей с роторными двигателями к середине 1960-х годов. В июле 1961 года, с одобрения японского правительства, Mazda приобрела лицензию на роторно-поршневой двигатель у компании NSU Motorenwerke.
С другой стороны, двигатель Vankel был новой разработкой, и он был очень сырым. Для работы над RPD в 1963 году Mazda организовала исследовательский отдел RERD (Rotary Engine Research Department). В этом отделе группа инженеров занималась разработкой двигателя Mazda Cosmo.
Первый экспериментальный двухсекционный двигатель L8A был построен в том же году. В то же время инженеры смогли решить одну из самых важных проблем первой серии RPD — повышенный износ ротора. Японские инженеры установили специальное однослойное уплотнение в вершине ротора, что значительно увеличило кинематические ресурсы. Например, инженеры НГУ использовали трехслойное уплотнение. В результате износ был неравномерным, а ресурс двигателя не превышал 80 000 км.
После предварительных испытаний специалисты увеличили объем до 982 см3, и двигатель получил обозначение L10A.
Mazda Cosmo
Параллельно с разработкой двигателя началась работа над автомобилем, который мог бы заинтересовать покупателей не меньше, чем двигатель. Видя успех Ford Mustang, Chevrolet Corvette и Jaguar E-Type, в Mazda приняли правильное решение о создании спортивного автомобиля.
Вдохновленные все тем же E-Type, дизайнеры Mazda создали стильное двухдверное купе с удлиненным капотом и кормой. Концепт Mazda Cosmo дебютировал на Токийском автосалоне 1964 года. Название соответствовало духу времени, если вспомнить космическую гонку между Советским Союзом и США.
Прототипы привлекли значительное внимание на выставке, и Мазде понял, что они движутся в правильном направлении. Однако в то же время компания понимала, что продажа Mazda Cosmo без серьезных проверок означает, что она представляет собой серьезный риск. В результате в январе 1965 года первые 80 автомобилей отправились на ресурсные испытания.
Доказательство надежности
В 1966 году автомобили успешно прошли испытания и встанут на конвейер в мае следующего года. Они были оснащены роторным двигателем L10A мощностью 109 л.с. С этим двигателем Mazda Cosmo разгонялась за 8,3 сек. Он развивал максимальную скорость 100 км/ч и максимальную скорость 185 км/ч. Очень достойный показатель конца шестидесятых.
Тем временем, чтобы продемонстрировать надежность, японцы воспользовались возможностью и провели на двух машинах 84-часовой марафон по трассе в Нургбургринге! Механические двигатели были форсированы до максимальной мощности 128 л.с. В остальном это были стандартные Mazda Cosmos.
Обе машины работали хорошо. Поэтому один из них финишировал пятым, а второй сошел с дистанции за два часа до конца гонки. И отказал именно задний мост, а не двигатель. Этот результат показывает, что инженеры могут довести надежность роторных двигателей до приемлемого уровня. Однако это доказали такие легендарные модели, как Savanna RX-3 и RX-7.
В 1968 году Mazda Cosmo претерпела незначительные изменения. Под капотом он был форсирован до максимальной мощности 128 л.с. Двигатель L10B. В такой конфигурации автомобиль продержался до 1972 года. Всего было выпущено 1176 автомобилей. И все они были собраны вручную, что усиливало контроль качества.
В конечном итоге, Cosmo, первая Mazda с роторным двигателем, сделала репутацию компании. Надежность Cosmo также позволила продолжить разработку роторного двигателя, сделав Mazda лидером в его развитии.