Toyota 2000GT: первый спорткар компании Тойота
В истории компании Toyota модель 2000GT занимает особое место. С помощью этого автомобиля компания доказала всем и каждому, что, прежде всего, можно построить спортивный автомобиль мирового класса.
В мае 1963 года состоялась первая в истории Японии гонка Гран-при. На новом шоссе Сузука разбился автомобиль видного местного жителя. К всеобщему удивлению, японцы хорошо представили себя. В классе спортивных автомобилей с объемом двигателя до 2,5 литров победил Datsun Fairlady 1500 и Toyota Crown Tour. Успех был несомненным, но для того, чтобы дать бой Jaguar, Mercedes-Benz и Porsche, нужны были более совершенные автомобили.
Проект Toyota
Разработка перспективного спортивного автомобиля началась в 1964 году. Под руководством Джиро Коно был создан конструкторский отдел, специально для проекта, получившего кодовое название 280A. В ее состав входили четыре специалиста: главный конструктор Кетрол Осава, шофер Чамазаки Шима и шофер Ташива.
После тщательного изучения лучших зарубежных образцов инженеры решили, что автомобиль получит переднее расположение двигателя, независимую подвеску на всех колесах и привод на задние колеса. Кроме того, компания Satoror Nozaki представила первые эскизы модели 280A, которая имеет поразительное сходство с Jaguar E-Type.
Проект Nissan — Yamaha
Между тем, Nissan и Yamaha уже разработали подобный спортивный автомобиль (проект A550X). Ему пришлось модифицировать текущее поколение Datsun Fairlady.
На самом деле, Ямах занимается разработками. Они взяли шасси Fairlady, а также разработали перспективный 2-литровый двигатель. Однако чем дальше продвигалась работа, тем больше ниссанисты теряли к ней интерес. К 1964 году были готовы три прототипа, и почти одновременно Nissan покинул проект по экономическим причинам.
Как оказалось, у Yamaha было твердое желание довести работу до конца, и она начала поиск нового партнера. К счастью, президент компании Geniti Каваками узнал, что Toyota разрабатывает купе класса GT, и обратился к нему с предложением.
Toyota 2000GT
Оценив высокий уровень подготовки прототипа Ямаха, руководство Toyota согласилось объединить усилия. Осенью 1964 года инженерная группа Гиро Коно в полном составе переехала в Сидзуоку для работы в конструкторском бюро Yamaha. Всего через десять месяцев ударного труда прототип будущего Toyota 2000 GT был готов. От Yamaha A550X он получил подвеску и тормоза, а от Toyota 280A — раму и кузов. Двигатель был серийным шестицилиндровым от Toyota Crown, но с модификациями, сделанными водителем Yamaha.
В августе 1965 года Toyota 2000GT была представлена на 12-м Токийском автосалоне, где произвела фурор. Это был первый японский автомобиль, способный конкурировать с лучшими зарубежными спортсменами года. По крайней мере, внешне.
Чтобы подтвердить высокий характер модели, Toyota провела масштабную PR-акцию. Его кульминация наступила в октябре 1966 года во время высокоскоростных испытаний на полигоне Yatabe Test Track. Во время гонок на 2000GT он установил 13 рекордов в классе, включая три мировых. Еще одной яркой страницей в истории автомобиля можно назвать ее участие в фильме о Джеймсе Бонде.
Коммерческий провал
Серийное производство автомобиля началось в 1967 году. На момент выпуска Toyota 2000GT он стал самым совершенным японским автомобилем в истории. Отличная внешность, мощный мотор, эффектное шасси — вот что выгодно выделяло автомобиль на фоне его конкурентов. Однако был один серьезный недостаток, который предопределил судьбу спортивного автомобиля — его высокая цена.
Первоначально Toyota планировала выпускать 1 000 автомобилей в месяц, но за три года производства было выпущено всего 351 единица. Из-за ручной сборки стоимость Toyota 2000GT в США составила 7230 долларов США. Например, в то время Porsche 911 продавался за 6190, Jaguar E-Type — за 5560, а Chevrolet Corvette — за 4600 долларов США.
Окончательно производство прекратилось в 1970 году. Только через восемь лет Toyota решила снова выпустить спортивное купе с шестицилиндровым двигателем, но это уже другая история.