Первые послевоенные годы в СССР характеризовались экономическим бумом и, как следствие, ростом пассажиропотока. В то же время капоты автобусов, произведенные до войны, уже не отвечали современным требованиям. Стране нужны были более вместительные, экономичные и комфортабельные автобусы. Первую попытку создать такой автобус предпринял флагман отечественной автомобильной промышленности «Мосзис». ZIS-154 был передовым автобусом во многих отношениях, но он не был очень удачным.
ЗИС-154
Московские автомобильные специалисты приступили к разработке ЗИС-154 в 1944 году. При создании автомобиля дизайнеры решили использовать передовой американский опыт. В то время в США существовали две основные тенденции в строительстве автобусов. Это были автобусы с системами привода от грузовиков и автобусы с дизель-электрическими системами. Дизель-электрическая конструкция была признана наиболее подходящей, поскольку Советский Союз уже производил некоторые электрокинетические компоненты.
Проектные работы были завершены летом 1947 года с выпуском первых пяти промышленных партий. Последним видом ЗИС-154 был 60-местный городской автобус с металлическим кузовом и масляной силовой установкой. Силовые агрегаты располагались поперечно позади кузова под задними пятиместными сиденьями. Они состояли из дизельного двигателя ЯАЗ-204 мощностью 110 л.с. и генератора DK-505 мощностью 50 кВт. Последний подавал топливо в аттракционный двигатель DK-305, который передавал крутящий момент через сердечный вал.
Эта передача имела много преимуществ. Коробка передач не требовалась. Относительно небольшие размеры позволяли легко управлять автомобилем. Водителю не нужно было выжимать сцепление или переключать скорость, использовались только две педали — одна для газа, другая для тормоза.
В дополнение к усовершенствованной коробке передач, ЗИС-154 имел очень совершенный грузовой кузов. В его основе лежала рама из речного алюминиевого профиля, усиленная стальными ребрами жесткости. Внешняя обшивка была смешанной — передняя и задняя части были сделаны из стальных гранул, а средняя часть состояла из алюминия. Автомобили имели очень современный вид. ZIS-154 имел округлые обводы, дополнительное сверление и широкие четырехстворчатые двери для облегчения посадки и приземления. Комфорт пассажиров обеспечивался мягкой обивкой, радиаторами и эффективной системой вентиляции.
Серьезные недостатки
В 1947 году завод выпустил 80 автомобилей и перешел в опытную эксплуатацию в Москве. Вскоре стала очевидной значительная нехватка автобусов. Прежде всего, жалобы касались главного «проходимца» 154 — его трансмиссии. Двойное преобразование энергии при передаче привело к значительному снижению производительности. В результате автобус потреблял значительное количество топлива — до 65 л/100 км.Кроме того, местный дизельный двигатель шумел и дымил.
К другим недостаткам относятся. Общее качество строительства было удручающим, тормоза имели низкую эффективность, а электрооборудование и компоненты трансмиссии часто не использовались. Кроме того, автобусы требовали высокопроизводительной культуры, высококачественных смазочных материалов и регулярного технического обслуживания. ЗИС-154 нравился своим пассажирам, но не своим операторам. В 1949 году компания попыталась заменить дизельный двигатель ЯАЗ-204 без ЭКО на 90-сильный бензиновый двигатель ЗИС-122. Они были очень слабыми для таких машин.