Пятница , 12 апреля 2024

ЗИС-154: советский автобус опередивший свое время

Первые послевоенные годы в СССР характеризовались экономическим бумом и, как следствие, ростом пассажиропотока. В то же время капоты автобусов, произведенные до войны, уже не отвечали современным требованиям. Стране нужны были более вместительные, экономичные и комфортабельные автобусы. Первую попытку создать такой автобус предпринял флагман отечественной автомобильной промышленности «Мосзис». ZIS-154 был передовым автобусом во многих отношениях, но он не был очень удачным.

ЗИС-154

Московские автомобильные специалисты приступили к разработке ЗИС-154 в 1944 году. При создании автомобиля дизайнеры решили использовать передовой американский опыт. В то время в США существовали две основные тенденции в строительстве автобусов. Это были автобусы с системами привода от грузовиков и автобусы с дизель-электрическими системами. Дизель-электрическая конструкция была признана наиболее подходящей, поскольку Советский Союз уже производил некоторые электрокинетические компоненты.

Проектные работы были завершены летом 1947 года с выпуском первых пяти промышленных партий. Последним видом ЗИС-154 был 60-местный городской автобус с металлическим кузовом и масляной силовой установкой. Силовые агрегаты располагались поперечно позади кузова под задними пятиместными сиденьями. Они состояли из дизельного двигателя ЯАЗ-204 мощностью 110 л.с. и генератора DK-505 мощностью 50 кВт. Последний подавал топливо в аттракционный двигатель DK-305, который передавал крутящий момент через сердечный вал.

Двигатель ЯАЗ-204

Эта передача имела много преимуществ. Коробка передач не требовалась. Относительно небольшие размеры позволяли легко управлять автомобилем. Водителю не нужно было выжимать сцепление или переключать скорость, использовались только две педали — одна для газа, другая для тормоза.

В дополнение к усовершенствованной коробке передач, ЗИС-154 имел очень совершенный грузовой кузов. В его основе лежала рама из речного алюминиевого профиля, усиленная стальными ребрами жесткости. Внешняя обшивка была смешанной — передняя и задняя части были сделаны из стальных гранул, а средняя часть состояла из алюминия. Автомобили имели очень современный вид. ZIS-154 имел округлые обводы, дополнительное сверление и широкие четырехстворчатые двери для облегчения посадки и приземления. Комфорт пассажиров обеспечивался мягкой обивкой, радиаторами и эффективной системой вентиляции.

Серьезные недостатки

Советские автобусы в Москве.

В 1947 году завод выпустил 80 автомобилей и перешел в опытную эксплуатацию в Москве. Вскоре стала очевидной значительная нехватка автобусов. Прежде всего, жалобы касались главного «проходимца» 154 — его трансмиссии. Двойное преобразование энергии при передаче привело к значительному снижению производительности. В результате автобус потреблял значительное количество топлива — до 65 л/100 км.Кроме того, местный дизельный двигатель шумел и дымил.

Интерьер автомобиля ЗИЛ-154

К другим недостаткам относятся. Общее качество строительства было удручающим, тормоза имели низкую эффективность, а электрооборудование и компоненты трансмиссии часто не использовались. Кроме того, автобусы требовали высокопроизводительной культуры, высококачественных смазочных материалов и регулярного технического обслуживания. ЗИС-154 нравился своим пассажирам, но не своим операторам. В 1949 году компания попыталась заменить дизельный двигатель ЯАЗ-204 без ЭКО на 90-сильный бензиновый двигатель ЗИС-122. Они были очень слабыми для таких машин.

Советский гибридный (дизельэлектрический) автобус ЗИС-154.

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *