ВАЗ-1111 «Ока»: история создания советского «кей-кара»
Ока — в сознании многих отечественных водителей — воспринимается как легкомысленный автомобиль и даже в чем-то ущербный. В народе принято подшучивать над владельцами этого автомобиля, а уж сколько анекдотов про него придумано — не счесть. С другой стороны, ВАЗ-1111 был очень достойным автомобилем по своему дизайну и характеристикам, и не уступал импортным аналогам.
ВАЗ-1111 Ока
История ВАЗ-1111 началась с инициативного проекта инженеров мотоциклетного завода «Сельфоф» (СМЗ) по разработке легкого автомобиля для инвалидов. В 1981 году в сотрудничестве со специалистами НАМИ был построен первый прототип переднеприводного микроавтомобиля НАМИ-0231. Автомобиль был откровенно сырым и совсем не подходил для серийного производства. Потребность в таких автомобилях в СССР была очень серьезной — не менее 20 000 в год. Однако в распоряжении СМЗ не было никаких производственных мощностей. В результате Минавтопром решил подключить к проекту Волжский и Камский автозаводы.
Основная работа по проектированию легла на плечи специалистов АвтоВАЗа. Инженеры СМЗ разработали ручное управление для людей с ограниченными возможностями, а специалисты КамАЗа помогали в тестировании и доводке машины. В то же время проект получил обозначение ВАЗ-1111 «Ока».
Автомобиль «Ока» был разработан по современной для всего мира компоновочной схеме с поперечно расположенным силовым агрегатом, независимой передней подвеской MacPherson и кузовом хэтчбек. Эксперты пришли к выводу, что двухцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель с жидкостным охлаждением — лучший выбор для автомобиля такого класса. Чтобы максимально снизить стоимость строительства и интеграции, двигатель «Ока» был получен путем «разрезания» четырехцилиндрового двигателя ВАЗ-2108 пополам. Полученный агрегат с рабочим объемом 649 см3 выдавал 29 л.с., что на тот момент казалось достаточным.
Вместе с двигателем они разработали оригинальную 4-ступенчатую механическую коробку передач, которая была полностью синхронизирована и частично интегрирована с коробкой ‘8’. Подвеска была унифицирована с ВАЗ-2108, что положительно сказалось на управляемости. Тормоза традиционные — передние дисковые, задние барабанные. Рулевое управление с реечным механизмом — нет усилителя.
Тело было создано для того, чтобы быть чужим. Например, одной из ссылок был японский автомобиль Daihatsu Cuore (Mira) первого поколения. Экстерьер не приукрашен и прост, с незатейливыми осветительными приборами, но с зеркалами, регулируемыми изнутри автомобиля, стеклоочистителями и обогреваемым задним стеклом. Салон без отделки, вмещает четырех человек. В то же время ширина сидений и дверей была подобрана таким образом, чтобы обеспечить комфортную посадку людей с поврежденным опорно-двигательным аппаратом.
В целом, команда создателей пришла к выводу, что хотя автомобиль и небольшой, он сбалансирован и аутентичен. Аутентичность в данном случае означает, что ВАЗ-1111 уверенно чувствует себя как на городских, так и на пригородных автострадах. Более того, он мог перевозить четырех человек или 340 кг груза, потребляя всего 5-6 литров на 100 км.
Автомобиль для народа
Как и планировалось, ВАЗ-1111 «Ока» поступил в серийное производство сразу на трех заводах — КамАЗе, АвтоВАЗе и восстановленном СеАЗе (бывший СМЗ). Автомобильный завод «КамАЗ» справился с задачей немного раньше и начал выпускать автомобили в 1988 году. Вскоре после этого производство было разделено на другое предприятие ЗМА (завод малолитражных автомобилей), где «Ока» выпускалась до 2006 года. На ВАЗе автомобиль выпускался с 1988 по 1995 год, после чего производство ограничилось базовыми компонентами. На СеАЗе автомобиль собирался дольше всего — с 1989 по 2008 год. В общей сложности на трех заводах было выпущено около 500 000 автомобилей, что сделало ВАЗ-1111 одним из самых популярных легких автомобилей отечественного производства.