Воскресенье , 25 февраля 2024

Автомобильная промышленность России 1990-х

В сентябре этого года из-за глобального дефицита микросхем автозавод в Горги объявил о выпуске неполноценных автомобилей. АвтоВАЗ столкнулся с аналогичными проблемами, и некоторые модели сошли с конвейера без модулей ЭРА-Глонасс. Многие ситуации необычны, но в истории нашей автомобильной промышленности это не уникальная ситуация. В начале 90-х годов российские водители столкнулись с тем, что в продажу поступили совершенно новые автомобили без зеркал, сидений и даже колес …

Автомобильная промышленность России 1990-х

Чтобы понять, как это стало возможным, необходимо прояснить экономическую ситуацию, сложившуюся в начале 1990-х годов. После распада Советского Союза экономика страны пережила глубокий спад. Финансовые реформы и цены сопровождались резким ростом инфляции, которая буквально за один год (1992) увеличила стоимость товаров и услуг на 2600%.

Экономический шторм не обошел стороной и автомобильную промышленность. Если в 1992 году отпускная цена ВАЗ-2109 достигала 3 млн рублей, то в конце следующего года она составит уже 8 млн рублей. Однако стоимость компонентов росла еще быстрее. Многие поставщики находятся за границей и теперь продают свою продукцию за твердую валюту. Автомобильные заводы и lol, возможно, не смогли договориться о стоимости поставок, но цены были очень неоднозначными otic. В результате поставки стали нестабильными, и возникла внезапная нехватка деталей.

Сначала автопроизводители были вынуждены остановить свои конвейеры. Так, в сентябре 1991 года, впервые в истории предприятия, Волжский автомобильный завод полностью остановил работу главного конвейера на несколько дней. По сравнению с предыдущим годом производство снизилось на 70 000 единиц до 674 000 автомобилей. Не лучшим образом обстояли дела и на других автомобильных заводах. Исключением был газ. Именно благодаря новой «Волге» Газ-31029 смог увеличить производство до 105 000 автомобилей.

Российская автомобильная промышленность в 1990-х годах

Полная остановка производства сулила серьезные финансовые и социальные потери на многих автозаводах (Ваз, АЗЛК, Ижмаш). Изначально предполагалось, что «полуфабрикаты» будут находиться на складах и испытывать нехватку персонала к моменту поступления компонентов. В том же 1992 году на Вазе было собрано 242 214 некомплектных автомобилей. Это составляет 35% от общего объема производства. Во многих случаях отсутствовали освещение салона, датчики топливного бака, зеркала, фары, сиденья и элементы обшивки.

Тем не менее, эти автомобили очень быстро поступили в свободную продажу, и проблема добычи недостающих запчастей свалилась на крики «счастливых» владельцев. Самое интересное, что даже такие автомобили пользовались устойчивым спросом. В странах, где темпы девальвации национальной валюты ускорялись, покупка реальных товаров так или иначе была единственным способом сохранить сбережения. Популярные рекламные слоганы этих лет гласили

Падение качества

Российская автомобильная промышленность в 1990-х годах

Прежде всего, в 1990-е годы сильно пострадало качество выпускаемых автомобилей. Многие процессы сборки были «оптимизированы» или сокращены определенным образом. Выходные регуляторы OTC были реализованы, часто не задействовав их вообще или не запустив их вообще. Все это накладывалось на низкую культуру производства и устаревшее оборудование, которое приходилось ремонтировать своими силами.

Соответственно, снизилось качество компонентов от смежных поставщиков. Неисправные шаровые опоры, подозрительные тормозные шланги, неисправные генераторы, спайки и множество мелочей — все это было в порядке вещей для новых отечественных автомобилей в 1990-х годах.

Производство легковых автомобилей в России по заводам

Год. 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Ваз. 677253 683465 660335 531876 620145 680570 748828
azlk 104801 101880 93847 64434 40600 2929 19920
Ижмаш. 123131 55418 31425 21718 12774 9149 5200
Газ 69000 69001 105654 118159 118673 124284 124339
уаз 52491 51500 57604 55178 44880 33701 51411
Камаз (Ока) 4483 5275 6118 8638 8935 17993
Всего. 1026676 965747 954140 797483 845710 859568 967691

Однако не все было так плохо. Постепенно российская автомобильная промышленность оживала. В 1997 году в стране было произведено 968 000 автомобилей, что на 21% больше, чем в 1994 году. Лидерами отрасли были Ваз и Газ. Эти заводы смогли относительно быстро адаптироваться к новым условиям рынка и найти новых поставщиков. К указанному сроку производство некомплектных автомобилей на Волжском автомобильном заводе уже было прекращено. Кроме того, Горьковский автомобильный завод начал выпуск ГАЗ-3110, а на ВАЗе освоили долгожданный ВАЗ-2110.

Резкий рост цен на импортные автомобили в результате кризиса 1998 года сыграл на руку отечественным производителям. В новом десятилетии отрасль решила организовать производство автомобилей в России, что позволило ей консолидировать силы для запуска новых моделей, чтобы участвовать в жесткой конкуренции с иностранными компаниями. Однако это совершенно другая история.

Автопром СССР. Несостоявшийся рывок 1990-х. Часть II. Участь легковушек

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *