ГАЗ-61 можно считать настоящим прорывом в отечественной конструкторской школе. В конце тридцатых годов у советских инженеров практически не было опыта создания полноприводной техники. Да, даже в западных странах такие разработки можно пересчитать по пальцам одной руки.
От неудачного ГАЗ-21
В конце 1937 года в СССР успешно прошли испытания ГАЗ-21 (не путать с «Волгой») — перспективного трехосного пикапа. Формульный автомобиль с колесами 6х4 был разработан В.А. Грачев, талантливый инженер, а затем известный конструктор и специалист по внедорожной технике.
ГАЗ-21 был максимально унифицирован с уже выпускавшимися на заводе автомобилями. Таким образом, двухместная кабина и КПП перекочевали вместе с ГАЗ-М-1, оснащенным передней тягой, двигателем и мостом, и Газ-АА, с которым ГАЗ-4 имеет общую бортовую платформу. В целом, автомобили оказались хорошими. ГАЗ-21 уверенно двигался по бездорожью, преодолевая подъемы в 25° и перевозя до 950 кг груза.
Тем временем, когда проблема постановки пикапа на производство была уже решена, Грачев узнал, что в США небольшая компания Marmon-Herrington выпускает более совершенный полноприводный полноприводный автомобиль на базе Ford с пассажирским сиденьем. Тогда Виталий Андреевич решился на очень опасное действие. Он написал письмо в Народный комитет обороны К.Е. Ворошилову. Там он прямо заявил, что считает серийный выпуск ГАЗ-21 не компрометирующим и что необходимо задействовать полноприводные автомобили. Оказалось, что фортуна поддерживает конструктор. Грачева не наказали и прислали для изучения совершенно новый Marmon-Herrington D2.
ГАЗ-61
В рекордно короткие сроки, уже весной 1939 года, были изготовлены первые прототипы. Автомобиль получил название ГАЗ-61-40, так как открытый кузов был позаимствован у ГАЗ-11-40. Первоначально полноприводный автомобиль оснащался импортным двигателем Dodge D5 мощностью 85 л.с. Кроме того, использовались 16-дюймовые колеса с внедорожными шинами с грунтовым сцеплением из импортных деталей.
Испытания начались летом 1939 года. Первые результаты были достигнуты рабочими заводов. Твердый грунт ГАЗ-61-40 поднялся на 41° и преодолел канавки глубиной до 0,5 метра и до 0,8 метра. Кроме того, внедорожник спокойно разгоняется до 108 км/ч при нагрузке в 500 кг. ГАЗ-61-40 мог буксировать прицеп весом 800 кг и обладал очень нежным аппетитом. Средний эксплуатационный расход бензина не превышал 16,5 литров. Испытания вместе с ГАЗ-61 проходил и Marmon-Herrington D2. Более того, почти по всем параметрам американский автомобиль оказался еще хуже.
Осенью того же года началась вторая фаза тестирования. На этот раз автомобиль был перекроен из ГАЗ-М-1 в закрытый кузов. Осенью внедорожник ГАЗ-61 показал себя только с лучшей стороны. Своими внедорожными качествами он на голову превосходил своего трехбуквенного предшественника, и даже грузовой Газ АА не мог с ним конкурировать.
Сложности в производстве
Между тем, прежде чем начать серийное производство, ГАЗ-61 предстояло решить одну важнейшую проблему. В то время газ не давал петель с одинаковой угловой скоростью. Использовались схемы Bendix-Weiss и Rzeppa. Кроме того, последние не могли быть произведены на заводе из-за отсутствия необходимого оборудования. Однако менее сложные петли Bendix-Weiss могли бы это сделать. Однако американская компания не захотела продавать лицензию, поэтому необходимые узлы были просто скопированы в газе и заодно адаптированы для производства на горьковских автозаводах.
В конце 1940 года завод собрал первую партию автомобилей ГАЗ-61-73. К тому времени от открытого типа кузова отказались в пользу закрытого, комфортабельного кузова типа седан ГАЗ-М-1. Кроме того, на автомобили теперь устанавливается 76-сильный отечественный двигатель ГАЗ-11.
Первые автомобили отправились в армию и помогали перевозить старших офицеров. Выдающиеся генералы, такие как Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский. и т.д., ездили именно на ГАЗ-61-73. Всего было выпущено 194 таких автомобиля. Кроме них, около четырех десятков ГАЗ-61-417 были построены как артиллерийские тягачи и два пикапа 61-415.
Начало войны помешало освоить широкое производство газовых внедорожников. Тем не менее, разработка 61-го помогла в создании ГАЗ-67 и ГАЗ-69. А Виталий Андреевич Грачев получил широкую известность и признание в советских технических кругах.