Пятница , 26 апреля 2024

ГАЗ-61: первый советский полноприводный легковой автомобиль

ГАЗ-61 можно считать настоящим прорывом в отечественной конструкторской школе. В конце тридцатых годов у советских инженеров практически не было опыта создания полноприводной техники. Да, даже в западных странах такие разработки можно пересчитать по пальцам одной руки.

От неудачного ГАЗ-21

В конце 1937 года в СССР успешно прошли испытания ГАЗ-21 (не путать с «Волгой») — перспективного трехосного пикапа. Формульный автомобиль с колесами 6х4 был разработан В.А. Грачев, талантливый инженер, а затем известный конструктор и специалист по внедорожной технике.

ГАЗ-21 был максимально унифицирован с уже выпускавшимися на заводе автомобилями. Таким образом, двухместная кабина и КПП перекочевали вместе с ГАЗ-М-1, оснащенным передней тягой, двигателем и мостом, и Газ-АА, с которым ГАЗ-4 имеет общую бортовую платформу. В целом, автомобили оказались хорошими. ГАЗ-21 уверенно двигался по бездорожью, преодолевая подъемы в 25° и перевозя до 950 кг груза.

Тем временем, когда проблема постановки пикапа на производство была уже решена, Грачев узнал, что в США небольшая компания Marmon-Herrington выпускает более совершенный полноприводный полноприводный автомобиль на базе Ford с пассажирским сиденьем. Тогда Виталий Андреевич решился на очень опасное действие. Он написал письмо в Народный комитет обороны К.Е. Ворошилову. Там он прямо заявил, что считает серийный выпуск ГАЗ-21 не компрометирующим и что необходимо задействовать полноприводные автомобили. Оказалось, что фортуна поддерживает конструктор. Грачева не наказали и прислали для изучения совершенно новый Marmon-Herrington D2.

ГАЗ-61

ГАЗ-61.

В рекордно короткие сроки, уже весной 1939 года, были изготовлены первые прототипы. Автомобиль получил название ГАЗ-61-40, так как открытый кузов был позаимствован у ГАЗ-11-40. Первоначально полноприводный автомобиль оснащался импортным двигателем Dodge D5 мощностью 85 л.с. Кроме того, использовались 16-дюймовые колеса с внедорожными шинами с грунтовым сцеплением из импортных деталей.

Испытания начались летом 1939 года. Первые результаты были достигнуты рабочими заводов. Твердый грунт ГАЗ-61-40 поднялся на 41° и преодолел канавки глубиной до 0,5 метра и до 0,8 метра. Кроме того, внедорожник спокойно разгоняется до 108 км/ч при нагрузке в 500 кг. ГАЗ-61-40 мог буксировать прицеп весом 800 кг и обладал очень нежным аппетитом. Средний эксплуатационный расход бензина не превышал 16,5 литров. Испытания вместе с ГАЗ-61 проходил и Marmon-Herrington D2. Более того, почти по всем параметрам американский автомобиль оказался еще хуже.

Советский полноприводный автомобиль 1939

Осенью того же года началась вторая фаза тестирования. На этот раз автомобиль был перекроен из ГАЗ-М-1 в закрытый кузов. Осенью внедорожник ГАЗ-61 показал себя только с лучшей стороны. Своими внедорожными качествами он на голову превосходил своего трехбуквенного предшественника, и даже грузовой Газ АА не мог с ним конкурировать.

Сложности в производстве

Первый советский легкий полноприводный автомобиль на испытаниях.

Между тем, прежде чем начать серийное производство, ГАЗ-61 предстояло решить одну важнейшую проблему. В то время газ не давал петель с одинаковой угловой скоростью. Использовались схемы Bendix-Weiss и Rzeppa. Кроме того, последние не могли быть произведены на заводе из-за отсутствия необходимого оборудования. Однако менее сложные петли Bendix-Weiss могли бы это сделать. Однако американская компания не захотела продавать лицензию, поэтому необходимые узлы были просто скопированы в газе и заодно адаптированы для производства на горьковских автозаводах.

В конце 1940 года завод собрал первую партию автомобилей ГАЗ-61-73. К тому времени от открытого типа кузова отказались в пользу закрытого, комфортабельного кузова типа седан ГАЗ-М-1. Кроме того, на автомобили теперь устанавливается 76-сильный отечественный двигатель ГАЗ-11.

ГАЗ-61-40

Первые автомобили отправились в армию и помогали перевозить старших офицеров. Выдающиеся генералы, такие как Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский. и т.д., ездили именно на ГАЗ-61-73. Всего было выпущено 194 таких автомобиля. Кроме них, около четырех десятков ГАЗ-61-417 были построены как артиллерийские тягачи и два пикапа 61-415.

Начало войны помешало освоить широкое производство газовых внедорожников. Тем не менее, разработка 61-го помогла в создании ГАЗ-67 и ГАЗ-69. А Виталий Андреевич Грачев получил широкую известность и признание в советских технических кругах.

ГАЗ-61 — полноприводный седан 1941 г. для высшего командования красной армии

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *