Praga V3S: история легендарного чешского грузовика
Самый необычный представитель советского чешского грузового автомобилестроения появился в нашей стране в начале 1960-х годов. На первый взгляд, этот нелепый грузовик был высоко оценен водителями из-за его высокой надежности и проходимости. Это еще более примечательно, если учесть, что Praga V3S была разработана в аварийном режиме в Он просуществовал всего четыре месяца.
Краткая история компании Praga
История Praga началась в 1907 году со слияния двух пражских технологических компаний. Первоначально новообразованная компания производила легковые и грузовые автомобили по лицензии. Вскоре, однако, Praga начала производить свои собственные прототипы автомобилей. Когда началась Первая мировая война, компания сосредоточилась на производстве грузовиков. С тех пор компания завоевала репутацию производителя качественных и долговечных автомобилей. В межвоенные годы компания стала крупнейшим производителем грузовиков в Чехословакии и одним из крупнейших в Европе.
Вторая мировая война и последующая оккупация Чехословакии поставили компанию на грань гибели. В 1945 году главный завод был разбомблен союзниками, и только самоотверженность рабочих позволила возобновить производство.
Praga V3S
В начале 1950-х годов чехословацкий военный сектор нуждался в новых, современных грузовиках, которые были не лучше лучших импортных аналогов. В августе 1951 года главный заказчик утвердил подрядчика с формой завода Praga и спецификациями будущих грузовиков. Изучив конструкции Stude Baker US6 и ZIS-151, чешские специалисты изготовили первые прототипы всего за пять месяцев. Еще год потребовался для тестирования автомобилей и запуска их в производство. Наконец, 2 апреля 1953 года был выпущен автомобиль с названием Praga V3S (Vojenska 3tunova Specialni — Военный 3-тонный специальный).
Praga V3S — трехосный, полноприводный грузовик с полной массой 5350 кг и грузоподъемностью 5000 кг. В основе автомобиля лежала лесовозная рама цилиндрического сечения со значительной гибкостью на кручение. Он был оснащен зависимой подвеской с полуэллиптическими рессорами. Все мосты были редукторного типа, задняя подвеска — заднебагажная, а задние колеса — двухскатные. Барабанные пневматические тормоза на всех колесах.
Сразу за передней осью располагался рядный шестицилиндровый дизельный двигатель Tatra-912 с воздушным охлаждением. Фактически это была «половина» V-образного 12-цилиндрового двигателя Tatra-111, который имел рабочий объем 7,4 литра и выдавал всего 98 л.с. Однако максимальный крутящий момент в 350 Нм был доступен с 1200 об/мин. Двигатель агрегатировался с четырехступенчатой механической коробкой передач, которая вместе с двухступенчатой «раздаточной коробкой» составляла единый узел. Крутящий момент передавался от него на оси через отдельные ведущие мосты.
Расположение двигателя определяло внешний вид грузовика. Двигатель почти полностью располагался под цельнометаллической трехместной кабиной и был лишь частично закрыт «узким» капотом. В качестве такси использовалась Tatra T805.
Великолепная проходимость
Благодаря осям со звездочками (блокируемым сзади), отличному распределению веса, высокому клиренсу, «гибкому» шасси и привлекательным двигателям, Praga V3S продемонстрировал удивительную мобильность на любой местности. Во время сравнительных тестов Che обошел ЗИС-151 (6х6), Stude Baker US6 (6х6) и даже двухколесная Tatra 128 (4х4) не смогла составить ему конкуренцию. Praga V3S легко преодолевала переезды глубиной до 800 мм, уклоны до 37%, траншеи шириной до 700 мм и вертикальные препятствия высотой до 300 мм. В то же время он потреблял гораздо меньше топлива, чем его бензиновые конкуренты. Контрольный расход топлива составил менее 25 л/100 км.
Из-за выбранных передаточных чисел максимальная скорость грузовика не могла превышать 60 км/ч. Однако для ключевых клиентов было важно, чтобы Praga V3S мог перевозить грузы весом до 3 тонн и буксировать прицепы весом до 4 тонн. На дороге эти объемы увеличились до 5 и 5,5 тонн соответственно.
Основным заказчиком Praga V3S была национальная армия Чехословакии. Некоторые грузовики также экспортировались в страны СНГ (включая СССР), Ближнего Востока и Африки. Лишь небольшое количество этих грузовиков было поставлено в нашу страну. Большинство грузовиков использовались в качестве рам для передвижных фотостудий и ремонтных мастерских. Грузовики производились в Чехословакии до 1985 года. Всего было выпущено 62 000 экземпляров.