В 1980-х годах конкуренция между немецкими премиальными брендами была особенно острой. Чтобы генерировать перспективные идеи, которые могли бы превзойти конкурентов, компания BMW решила создать специальный исследовательский центр BMW Technik GmbH. Там инженеры с полной свободой действий могли реализовать свои самые блестящие идеи.
BMW Z1
Центр BMW Technik был основан в 1985 году. Первым автомобилем, построенным в его стенах, был BMW Z1 Roadster. Инженеры построили уникальный кузов-монокок, обшитый пластиковыми панелями, на базе платформы BMW E30. Двери получили электропривод и могут быть сняты из любого места, даже прямо за порогом. Автомобиль также мог двигаться с открытыми (опущенными) дверями. Кроме того, впервые в практике BMW на Z1 появилась многозвенная задняя подвеска.
BMW Z1 был представлен на Франкфуртском автосалоне 1987 года и привлек к себе большое внимание. Отзывы были настолько положительными, что было принято решение о запуске Z1 в серийное производство. Однако изначально это не планировалось. Всего было произведено 8 000 единиц в период с 1988 по 1991 год. Впоследствии разработка Z1 помогла в создании других родстеров серии Z и BMW E36.
BMW Z1 Coupe
Работая над первой «розеткой», дизайнеры создали BMW Z1 Coupe, своего рода гибрид между родстером и внедорожником. Кузов, а точнее его компоновка, унаследовал шасси и подъемные двери Z1. Z1 был использован BMW Technik для доработки концепции футуристического купе с высоким клиренсом. Кроме того, аналогичная передняя часть была применена на BMW 7 Series E38. По крайней мере, семь лет назад в серийном производстве.
BMW E1
BMW E1 Похож на BMW i3, но 1991 года выпуска. Да, в начале 90-х годов немцы экспериментировали с компактными поездами. BMW E1 представлял собой миниатюрный хэтчбек с электромотором мощностью 50 л.с. и запасом хода 200 км. По крайней мере, так утверждали сами баварцы.
Электромотор располагался на задней оси, а серно-натриевая батарея — в базе под задним сиденьем. Корпус был изготовлен из алюминия и покрыт пластиковыми панелями. Благодаря высокой кабине, E1 был довольно просторным и мог вместить четырех пилотов.
BMW E1 был настолько прогрессивным, что престижный журнал Auto Bild назвал его самым передовым автомобилем 20-го века. Тем не менее, они не решились на серийное производство автомобиля. К сожалению, возможно, эра электричества наступила бы гораздо раньше.
BMW Z13
Еще одна экспериментальная Z-ка была создана в 1993 году. Как концепт, это был экономичный персональный автомобиль с функциональным салоном. Последний в BMW Z13 был устроен весьма изобретательно. Водительское сиденье было установлено посередине, а пассажирское смещено в сторону и назад. Таким образом, задние пассажиры размещаются с большим комфортом, особенно в отношении пространства для ног.
Автомобиль приводился в движение 82-сильным четырехцилиндровым двигателем от мотоцикла BMW K1100. Для улучшения управляемости двигатель был расположен в базе сразу за передней осью. Все это, в сочетании с небольшим весом (830 кг) и «крученым» двигателем, придало Z13 очень бандитский характер. Дизайн также был хорош, особенно корма.
Они рассматривали возможность серийного производства BMW Z13, возможно, не в трехместном варианте, но шансов на это не было. Однако эти планы спонтанно угасли после поглощения MINI.
BMW Z18
Спортивный внедорожник, который звучит так же круто, как и выглядит. В 1990 году, за девять лет до появления BMW X5, компания BMW Technik разработала очень необычный концепт: BMW Z18. Полноприводная рама (!). Внедорожник оснащался 355-сильным бензиновым двигателем BMW Z3 V8. Двухместный кузов, основанный на трехмерной стальной раме, был обшит пластиковыми панелями. Крыша отсутствует, а внутренняя отделка выполнена из резины и пластика, устойчивых к атмосферным воздействиям материалов.
Впервые автомобиль был представлен публике в 1995 году с очевидной целью изучить реакцию общественности на внедорожник с шильдиком BMW. Реакция была очень положительной, и в 1999 году мы увидели серийный BMW X5.
BMW Z22
Концепт BMW Z22, представленный в 1999 году, представлял собой странный хэтчбек с длинной колесной базой и короткими свесами. Автомобиль не произвел особого впечатления своим забавным дизайном, но его высокотехнологичная «начинка» впечатляла. Согласно BMW Technik, Z22 содержал «70 инноваций и 61 ноу-хау».
Концепт был оснащен адаптивными фарами, видеокамерой вместо зеркал заднего вида, head-up дисплеем, сканером отпечатков пальцев и многофункциональной системой управления сервисными функциями автомобиля (прототип iDrive). Кроме того, впервые на BMW электронная система торможения и рулевого управления была реализована «по проводам» без механических соединений. Кузов автомобиля был построен на основе монокока, усиленного углеродным волокном, покрытым стеклопластиковыми панелями. Двигатель мощностью 136 л.с. располагался на задней оси и работал в паре с вариатором.
BMW Z22 не получил серийного продолжения, что было вполне ожидаемо, учитывая, насколько сложной была технология, использовавшаяся в конце 90-х годов.
BMW Technik
Помимо вышеперечисленных концепций (которые, кстати, далеко не все), инженеры и ученые BMW Technik разработали ряд инновационных систем, включая гибридные и водородные силовые установки, электронные системы управления движением и автопилоты.