ГАЗ-51: история легендарного грузовика СССР
ГАЗ-51 был одним из самых массовых советских грузовиков. Он взял на себя основное бремя послевоенного восстановления СССР. Но все же до середины 1970-х годов ГАЗ-51 верой и правдой служил своей стране и зарекомендовал себя как гибкий и очень надежный грузовик.
Довоенная модель
В 1939 году Горьковский автозавод подготовил замену Газ-АА/мм в багаже первенца. Он получил принципиально новую конструкцию рамы и каркаса, полностью металлическую кабину, увеличенную грузовую платформу и обтекаемый 76-сильный ГАЗ-11. Он соединен с четырехступенчатой коробкой передач от ГАЗ-ММ, а рулевое управление заимствовано от ГАЗ-М-1. Самое главное, полезная нагрузка и эффективность ГАЗ-51 была увеличена до 2 тонн. Номинальный расход топлива не превышал 21 л/100 км. Кроме того, испытания летом 1940 года показали, что новый автомобиль был гораздо надежнее ГАЗ-ММ.
В 1941 году завод должен был начать серийное производство ГАЗ-51. Однако с началом войны ГАЗ получил ряд военных заказов, и эти планы пришлось отложить.
Послевоенный ГАЗ-51
К счастью, ненадолго. В 1943 году продолжались работы над ГАЗ-51. Менее чем через три года после прекращения работ над грузовиком конструкторы решили полностью переделать его, и многие аксессуары были модернизированы или переработаны. Фактически, только индекс был перенесен на довоенные грузовики.
Новый ГАЗ-51 был очень сложным проектом для того времени. Кабина и двигатель были максимально смещены, чтобы можно было увеличить грузовую платформу. Производительность была увеличена до 2,5 тонн. Под капотом находился тот же шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11, но значительно модернизированный. Двигатель имел сухие гильзы, термостаты, вакуумные регуляторы, запасные части гильз, хромированные поршневые кольца и алюминиевые цветочные блоки головок цилиндров. Кроме того, впервые на автомобиле газовой компании было применено полупроводниковое сцепление и гидравлические тормоза.
Следует отметить, что инженеры работали очень усердно. Он потреблял на 30% меньше бензина и имел вдвое больший межремонтный пробег, чем ГАЗ-ММ. В 1947 году коллектив конструкторов получил Сталинскую премию за создание ГАЗ-51.
Одновременно с ГАЗ-51 велась разработка полноприводного грузовика ГАЗ-63. Кроме того, развитие последнего было приоритетным. Первый прототип был завершен в декабре 1943 года, а 51-й был готов через пять месяцев. Грузовики имели максимальную интеграцию, достигающую 80%. Первый экспериментальный грузовик имел кабину Studebaker US6.
Конечно, влияние перегрузки грузов на нашу автомобильную промышленность в то время было весьма удивительным. Однако Газан творчески создал дизайн кабины заново, гармонизировав и установив с помощью политических средств гармоничные усовершенствования, присущие круглым крыльям. Однако в 1946 году, когда в СССР началось производство грузовиков, холоднокатаная сталь все еще была в дефиците. В первые годы производства ГАЗ-51 оснащались деревянными кабинами, обшитыми фанерой и парусиной. Только в 1949 году, после реконструкции металлургического завода и комбината «Запорожсталь», «Газ» смог рассчитывать на полностью металлическую кабину. Однако до 1957 года двери оставались деревянными.