Двигатель TDI: история великолепного мотора Volkswagen
Дизельные автомобили приобрели популярность сравнительно недавно, всего 20 лет назад. Речь идет не только о превосходных двигателях TDI от Volkswagen.
Три заветные буквы
Осенью 1989 года произошла тихая революция. На автосалоне во Франкфурте Audi представила новую аббревиатуру TDI (turbo direct injection). Как легко понять из названия, этот двигатель был оснащен турбокомпрессором и непосредственным впрыском топлива. Между тем, дизельные двигатели с прямым впрыском доступны в Fiat Croma с 1986 года. Однако система распыления и турбонаддува была впервые использована инженерами Volkswagen и имела ряд существенных преимуществ.
Прежде всего, благодаря прямому впрыску топлива в цилиндры, двигатель достигает лучшего смешивания газов и, следовательно, более эффективен. Остальные данные не изменились, двигатели с прямым впрыском показали лучшую мощность и эффективность. Дополнительное использование турбонагнетателя нисколько не улучшило потенциал старомодного дизельного двигателя.
Конечно, недостатками двигателей с прямым впрыском были высокое качество топлива, высокие эксплуатационные расходы и высокая стоимость запасных частей. Но преимущества были перекрыты недостатками.
Двигатель TDI для Audi и Volkswagen
Первым автомобилем TDI был Audi 100. Этот 120-сильный двигатель назывался 2.5 TDI, с впечатляющим крутящим моментом 265 нм. Этих особенностей было достаточно, чтобы полностью разрушить стереотип о медленном «легком в обращении» двигателе.
Audi 100 TDI был быстрым седаном с максимальной скоростью 200 км/ч. Но самое главное, что расход автомобиля не превысил 5,7 литра на 100 километров.
Три года спустя Audi решила продлить свой успех с помощью нового двигателя TDI. На этот раз его объем был увеличен до 1,9 литра. Новый двигатель мощностью 90 л.с. расположен под капотом Audi 80. С этим двигателем автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 14 секунд и развивает конечную скорость 175 км/ч. Сегодня эти цифры никого не впечатляют, но в случае с дизельными автомобилями в начале 1990-х годов они были очень хорошими.
В 1995 году двигатель 1.9 TDI получил турбину с изменяемой геометрией ребер, что позволило увеличить мощность до 110 л.с. Помимо Audi, этот двигатель можно найти в различных моделях Volkswagen, Seat и Skoda.
Со временем стало ясно, что помимо хороших эксплуатационных характеристик, двигатель TDI имеет хороший ресурс и не так дорог в обслуживании. Конечно, были и слабые места в виде клапанов EGR и турбокомпрессоров. Однако при надлежащем техническом обслуживании двигатели легко пробегали более 400-500 000 км.
В 1997 году компания представила Audi A6 с первым V-образным TDI, а два раза спустя дизельный V8 3.3 TDI был представлен в Audi A8. К сожалению, эти машины страдали от педиатрических заболеваний и не пользовались большой популярностью.
Новое поколение
В 2000 году инженеры VW серьезно модернизировали 1.9 TDI и установили насос-форсунки вместо насоса-распылителя, тем самым увеличив давление впрыска до 2000 бар. Максимальная мощность двигателя была увеличена до 130 л.с. До этого момента двигатели нового поколения потребляли еще меньше топлива, чем их предшественники, и не намного хуже.
В то же время в линейку двигателей были добавлены более компактные двигатели объемом 1,4 и 1,2 литра. А последнее способствовало тому, что Volkswagen Lupo стал одним из самых доступных автомобилей в мире. В комбинированном режиме его расход не превышает 3 литров на 100 километров!
Двигатель TDI и коммерческий успех
Двигатель 1.9 TDI в различных вариантах выпускается уже почти 19 лет. В 2010 году общее количество произведенных автомобилей TDI достигло пяти миллионов.
Однако сравнительно недавно тучи сгустились над легковыми автомобилями. В 2015 году произошел крупный скандал, в результате которого репутация Volkswagen сильно пострадала. Тем не менее, дизельные автомобили не выходят из диапазона, и вряд ли это произойдет в ближайшее время.