В начале 2000-х годов руководству Горьковского автозавода стало ясно, что нынешняя «Волга» ГАЗ-3110, суть очередное воплощение старого ГАЗ-24, полностью устарела. В 2005 году владелец завода Олег Дерипаска объявил, что производство «Волги» вскоре будет прекращено, а ГАЗ сосредоточится на выпуске коммерческих автомобилей. Это решение подверглось критике не только со стороны простых автомобилистов, но и со стороны неравнодушной общественности. В любом случае, ГАЗ не прекратил производство легковых автомобилей, а выпустил совершенно новую модель, Volga Siber.
Volga Siber или Волга Сайбер
Поскольку у завода не было средств на разработку полностью оригинальной модели, Газите решил пойти по проверенному пути — купить подходящую конструкцию на стороне. В качестве модели был выбран Chrysler Sebring (JR41) второго поколения 2000 года выпуска. Относительно новый американский автомобиль был аналогом «Волги» по своему классу и универсальности, хотя и с передним приводом.
К удовлетворению обеих сторон, сделка была завершена в 2006 году. В дополнение к лицензии на производство автомобилей Горьковский автозавод приобрел сборочный цех с документацией. Стоимость приобретения составила 150 миллионов долларов США. Еще 140 долларов США пришлось потратить на дополнительное оборудование и опытные образцы в Нижнем Новгороде.
В процессе адаптации к российским реалиям Chrysler Sebring был преобразован сначала в ГАЗ Сибирь, а затем в Волга Сибирь. Поле тонкой настройки для отечественных инженеров было довольно небольшим. Когда дело дошло до модернизации ключевых компонентов, можно было использовать только компоненты, доступные у поставщиков Chrysler. В результате были заменены только пружины и амортизаторы. В результате подвеска стала потреблять больше энергии, дорожный просвет увеличился на 25 мм, а характерная для американских автомобилей нарочитость была устранена. В тех же строгих рамках они изменили внешний стиль. Были установлены новые отечественные бамперы и осветительные приборы.
Оригинальный Chrysler Sebring имел в линейке двигателей три двигателя и две трансмиссии. Поскольку было признано, что для российского автомобиля такое разнообразие излишне, Volga Siber оснащалась одним четырехцилиндровым 16-клапанным двигателем объемом 2,4 литра и мощностью 143 л.с. На него была установлена четырехступенчатая автоматическая коробка передач. Классический американский «автомат» не отличался быстротой действия, поэтому Volga Siber разгонялась от 0 до 100 км/ч за 13,4 секунды. Позже, «по многочисленным просьбам», в линейку была добавлена пятиступенчатая «механика». В результате Saiber оказался немного быстрее, выполнив упражнение 0-100 за 11,5 секунды.
Салон не отличался особыми изысками, но был оснащен гораздо лучше, чем классическая «Волга». Уже в базовой комплектации Volga Siber имела две подушки безопасности, гидроусилитель руля, кондиционер, ABS, аудиосистему с шестью динамиками и электрически регулируемое сиденье водителя. Пакет Lux добавляет к этому списку кожаную обивку и противотуманные фары.
Неожиданный провал
Производство Volga Siber началось в июле 2008 года. За большой четырехдверный седан с просторным салоном в базовой комплектации Comfort дилеры просили 490 000 рублей, а комплектация Lux стоила еще 30 000. В целом, учитывая класс автомобиля и его оснащение, цена показалась вполне адекватной. Исходя из этого, маркетологи ГАЗа разработали очень смелый план. Предполагалось, что в первый год завод выпустит 10 000 Sabres, а в краткосрочной перспективе производство превысит 60 000 единиц в год.
Реальность оказалась более прозаичной. Многие отечественные водители отнеслись к новинке настороженно, полагая, что цена автомобиля с шильдиком «Волга» явно слишком высока. Автомобилю также очень не повезло со временем старта. В сентябре 2008 года разразился мировой финансовый кризис, что привело к практически нулевому спросу, который и так был низким. В 2008-2009 годах было произведено около 3 000 автомобилей, часть из которых была приобретена государством. Через год спрос немного вырос, и завод выпустил еще 5 000 автомобилей. Однако нерентабельные проекты уже нельзя было спасти. Летом 2010 года производство Volga Siber было окончательно остановлено. Всего было выпущено 8952 автомобиля.