Вторник , 23 апреля 2024

ВАЗ-2120 «Надежда»: история первого минивэна ВАЗ

В конце 1980-х годов руководство Волжского автомобильного завода задумалось о расширении модельного ряда. Команда дизайнеров предложила необычную идею на базе НИВА (ВАЗ-2121) создать семиместный минивэн. Она получила высочайшее одобрение, и проект был разработан. Не все было гладко, но в итоге получился первый минивэн Волжского автомобильного завода.

От длинной Нивы к минивэну

Короткое поле в качестве основы для будущего семиместного минивэна было не совсем уместно. В результате в 1992 году на АвтоВАЗе были построены два экспериментальных прототипа. ВАЗ-2121 с колесной базой, увеличенной на 500 мм. Один из них назывался президентом, а другой — консулом. В технической части машины были полностью идентичны, но между ними различалось только количество боковых дверей — у Consul было две маленьких двери за главной дверью. К удивлению, NIVA увеличилась на полтора года, прекрасно справляясь с тестами и доказывая, что она имеет право на жизнь. Вскоре экспериментальный «Президент» стал самостоятельной моделью ВАЗ-2129.

В 1993 году широкой публике было представлено удлиненное поле. Автомобиль вызвал серьезный интерес, и вскоре ВАЗ-2129 начали выпускать в опытном производстве. С практической точки зрения трехдверный ВАЗ-2129 не был оптимальным, и выпуск пятидверного варианта в 1995 году — ВАЗ-2123 — был логичным шагом. Таким образом, еще не распавшийся минивэн уже произвел на свет целое семейство длинных «NIV».

ВАЗ-2120 «Надежда»

ВАЗ-2114.

Тем временем медленно развивался еще один оригинальный проект минивэна из основной ветви разработок NIVA. Если на агрегатном уровне все было понятно, то внешний облик будущего автомобиля сформировался не сразу. Внешний вид автомобиля, которому к тому времени был присвоен индекс ВАЗ-2114, разрабатывали несколько художников, но в итоге в работу был принят вариант Олега Шапкина. Для своего проекта перспективный однообъемник получил кузов с высоким силуэтом, большой площадью остекления и прямоугольными фарами. В задней части машины находились классические подъемные двери и горизонтальные светильники. Внешний вид ВАЗ-2114 получился строгим и выразительным, без ярко выраженных дизайнерских изысков.

Прототип ВАЗ-2120

Гармоничный, но оторванный от реалий производства дизайн требовал усовершенствований. Разработка новой головной оптики и задних фонарей была финансово нецелесообразной. Изначально планировалось установить фары от Ваз-2110, но к началу производства это было неизвестно. В результате этот вариант был отклонен. В 1992 году Шапкин переиздал внешний вид ВАЗ-2114 в соответствии с новыми требованиями. В передней части была зарегистрирована «четырехглазая» оптика от ВАЗ-2106, но тщательно выгравированная в пластиковой облицовке. На корме были установлены задние фонари от OKA, но этот вариант был решен с помощью перспективного вертикального фонаря с поля. В общем, конструкция машины была практически окончательным вариантом. Площадь остекления была немного уменьшена, а вместо двух распашных задних дверей предлагалась только одна сдвижная с правой стороны.

Ваз-2120 Надежда.

В 1993 году их обязали устанавливать фары головного света с гидравлическими баками. В результате переднюю маску пришлось дорабатывать заново. Комбинированные фары: изменены за счет того, что ближний свет от Ваз-2121, а дальний от Ваз-2106. Таким образом, возник самый неудачный с эстетической точки зрения вариант, и впоследствии Абтваз подвергся резкой критике.

Долгий путь на конвейер

Минивэн Надежда

Между тем, интерес к Ваз-2114 несколько угас, поскольку НИВА уже много лет осваивается СГО. Тем не менее, проект был жив и медленно развивался. В 1995 году автомобиль получил новый индекс ВАЗ-2120, была завершена разработка кузова (спроектированного с чистого листа с помощью компьютерного моделирования) и построен первый прототип.

В 1997 году на Московском автосалоне был представлен автомобиль Ваз-2120 под собственным именем «Надежда». Первый отечественный минивэн привлек большое внимание. Автомобиль имел неоспоримые преимущества. Он был полноприводным, имел просторный семиместный салон и был построен на проверенной компонентной базе. Это означало, что его обслуживание было относительно недорогим. Как правило, после изучения потенциальных покупателей, автомобиль начинали готовить к серийному производству. И никаких серьезных изменений не произошло.

ВАЗ-2120

Через год начался серийный выпуск ВАЗ-2120. Ведь по обходной технологии все автомобили собирались на экспериментальном промышленном производстве. В результате качество сборки сильно пострадало. Автомобили выпускались небольшими партиями менее 1 000 единиц в год. Некоторые проблемы сборки были решены после рестайлинга в 2002 году. После установки фар от ВАЗ-2110 (как и планировалось изначально) и оригинальных задних фонарей — автомобиль наконец-то приобрел законченный вид.

Минивэн Ваз Надежда

ВАЗ-2120 был снят с производства в августе 2006 года как убыточный актив «для оптимизации хозяйственной деятельности предприятия». Однако спрос оставался высоким и очень стабильным. Всего было выпущено 8320 автомобилей.

СУПЕР «НОВИНКА» из 90-х / ВАЗ 2120 «Надежда»/ Иван Зенкевич ПРО

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *