Воскресенье , 14 июля 2024

Легендарные советские грузовики заводов ГАЗ и ЗИЛ

Грузовые автомобили являются основой экономики развитых стран. В СССР грузовики производились в огромных количествах. Они обеспечили индустриализацию, восстановление страны после войны и дальнейший поступательный экономический рост. Легендарные советские грузовики помогали строить СССР — от ГАЗ-АА до ЗИС-1550.

ГАЗ-АА

1 января 1932 года был введен в эксплуатацию крупнейший в Европе автомобильный завод «Наз» (Нижегородский автомобильный завод). Через месяц она выпустила свой первый продукт — грузовик Naz -AA. Грузовик был одобренной копией американского Ford Model AA, но не точной копией. Советские специалисты завершили строительство грузовиков в наших трудных условиях и усовершенствовали конструкцию. В ноябре 1932 года завод сменил название на Газ (Горьковский автомобильный завод), а грузовики впоследствии стали называться Газ-АА.

Они назывались 1,5-тонными грузовиками Газ-АА. Это был надежный грузовик простой, но не примитивной конструкции. Он был оснащен четырехцилиндровым четырехклапанным двигателем мощностью 40 л.с. Это был всеядный двигатель, который при определенных условиях мог работать на низкокачественном бензине, нафте и даже парафине. Двигатель имел четырехступенчатую коробку передач, крутящий момент которой передавался через вал Carcan, заключенный в стальную трубу. Он был жестко прикреплен к задней оси.

Благодаря простой конструкции, ГАЗ-АА мог использоваться даже менее квалифицированными водителями. Однако грузовик был не очень надежным, особенно поначалу. Общие шарниры, рычаги передней подвески, генератор, стартер, шины и прочие мелочи прожили бедную жизнь. Тем не менее, советские конструкторы постоянно совершенствовали автомобили. В 1934 году на заводе началось производство автомобиля ГАЗ-ММ. Грузовик получил новый 50-сильный двигатель, заднюю подвеску и новый адресный механизм.

Помимо Горького, Газ-аа/мм выпускался небольшими сериями в Ростове, Москве и Улиновске до 1951 года. Всего в СССР было выпущено несколько таких грузовиков. Грузовики стали основой механизации Красной Армии и работали в сельском хозяйстве, строительстве и других областях быстро растущей экономики. Во время войны полувагоны стали основным и самым массовым транспортным средством советского производства. Однако даже после победы Газ-аа/мм работал в интересах страны до конца 1960-х годов.

ГАЗ-51

Грузовик ГАЗ-51.

Замена ГАЗ-мм была подготовлена еще до начала войны. В 1939 году специалисты ГАЗа приступили к разработке совершенно нового грузовика с индексом ГАЗ-51 грузоподъемностью до 2 тонн. Однако в дело вмешалась война, и работу над этой машиной пришлось прекратить. Не очень долго. Но это продолжалось недолго. Уже в 1943 году конструкторы вернулись к теме ГАЗ-51, а производство нового грузовика началось в 1946 году.

От довоенного автомобиля ГАЗ-51 унаследовал только индексы. Конструкторы полностью изменили конструкцию грузовика, увеличив его грузоподъемность до 2,5 тонн. Под круглым капотом располагался 70-сильный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11. Что касается эксплуатационных характеристик, то ГАЗ-51 был впечатляющим по сравнению со своим предшественником. Он был экономичным, комфортным, быстрым, но в основном надежным. При правильной эксплуатации грузовика он мог бы проехать менее 100 000 километров и дальше без значительного ремонта.

ГАЗ-51 сыграл решающую роль в послевоенном восстановлении Советского Союза. В огромной стране не было ни одного автомобиля, который бы не имел его. Сотни тысяч дрифтеров были подготовлены исключительно для ГАЗ-51. Первая половина работала в полях и на стройках. Он перевозил продукты и людей, протирал дороги и тушил пожары. В целом, он выполнял самую разнообразную работу на протяжении десятилетий. Горьковский автозавод выпускал ГАЗ-51 до 1975 года. Всего было произведено около 3,5 миллионов грузовиков.

Легендарные советские грузовики - ЗИС-5.

В дополнение к горьковским грузовикам, московский 3-тонный грузовик ЗИС-5 вынес все трудности индустриализации, а затем и тяжелой войны. Zis-5 также был американского происхождения. Однако, в отличие от Gaz-AA, оригиналом которого был известный автомобиль компании Ford, Zis был основан на менее известном грузовике компании Autocar.

Фактически, ZIS-5 был эволюционным развитием AMO-3, AMO-2 и Autocar SD. Однако при разработке ЗИС-5 конструкторы московского автозавода использовали ряд оригинальных технических решений. За счет увеличения диаметра роликов мощность двигателя АМО-3 была увеличена до 73 л.с. Кроме того, инженеры упростили коробку передач, заменили три вала ведущих мостов на две промежуточные опоры валов и внедрили множество других незначительных инноваций. Но самое главное — это полностью закрытая кабина с боковыми окнами.

В целом, ЗИС-5 были очень надежными и доступными машинами. Они снабжали как народное хозяйство, так и Красную Армию. Во время войны ЗИС-5 был вторым по популярности грузовиком Красной Армии. К 1948 году компания Mosys выпустила почти 600 000 этих трех грузовиков.

ЗИС-150

Легендарные советские грузовики - ЗИС-1550

В 1947 году довоенный ЗИС-5 был заменен на совершенно новый грузовик ЗИС-150 грузоподъемностью 4 тонны. Во многом судьба грузовика была похожа на судьбу ГАЗ-51. Конструкторы Московского автозавода начали разработку преемника ЗИС-5 еще до войны, но металлическая конструкция грузовика была завершена только через два года после войны. Стоит отметить, что Мосис смог передать производство новых грузовиков практически без остановки конвейера. Серийное производство грузовиков началось 26 апреля 1948 года.

Во время войны Советский Союз получил много импортных грузовиков, как немецких тропических, так и американских арендованных. Последнее оказало особенно сильное влияние на школы школьного планирования. ЗИС-50 радикально отличался от простого ЗИС-5, прежде всего, внешним видом. Он получил полностью металлическую трехместную кабину с округлыми очертаниями. При создании кабины ZIS-1550 он вдохновлялся дизайном американской модели International KR11 начала 1940-х годов. Однако не исключено немедленное копирование. В техническом плане ZIS-50 также оказал большую помощь. Он получил новую раму, пятиступенчатую коробку передач, умственные тормоза и более мощный 90-сильный двигатель.

Как и горьковский Газ-51, ЗИС-50 (с 1956 года — ЗИЛ-1550) активно использовался для восстановления страны. Кроме того, именно 150-й год дал жизнь китайским автопроизводителям, которые в 1956 году начали работу над первым в стране автомобильным заводом. ЗИС-1550 сравнительно скоро исполнилось всего 11 лет, и за это время завод выпустил множество модификаций. Всего за этот период было произведено 800 000 грузовиков.

Легендарные советские грузовики

Советская автомобильная промышленность выпускала много прекрасных грузовиков, но эти четыре автомобиля внесли самый важный вклад в развитие послевоенных ГАЗ-АА и ЗИС-5 и послевоенных ГАЗ-51 и ЗИС-1550.

Государственные испытания новых грузовых автомобилей ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *